Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Ж.д. линия "Сейда - Чум - Лабытнанги"

Большинство из вас точно знает про "501-ю стройку" - проект Сталина по строительству железнодорожной магистрали через весь север страны, которая должна была соединить республику Коми, север Оби и Енисея. Значительная часть этой магистрали была проложена в жесточайших условиях силами политзаключённых, но магистраль так и не заработала. Результаты трудов, унесших жизни не одной тысячи каторжников сейчас догнивают в болотах...

Единственный участок планировавшейся магистрали, который удалось-таки запустить, это самый первый участок, соединивший уже построенную Воркутинскую магистраль с берегом Оби в городе Лабытнанги.




Линия проложена в жесточайших условиях, по болотам и вечной мерзлоте. Скорости поездов здесь как на узкоколейках - по 30-40 км/ч. Больше невозможно развить на постоянно размывающемся и непрочном полотне. На магистрали используется некая устаревшая регулировочная система, в результате чего поезда вынуждены стоять по часу на станциях.


Но тем не менее, линия живёт, и является стратегически важной артерией как для всех находящихся на ней посёлках (в которые иначе вообще никак не попасть), так и для городов Салехард и Лабытнанги, которые не связаны с большой землёй автодорогой (только рекой).

По магистрали курсируют всего два поезда: Москва - Лабытнанги (обычный и фирменный через день) и Воркута - Лабытнанги (ежедневный). Второй фактически играет роль как пригородного поезда благодаря наличию общего вагона, так и магазина - для деревень, не обладающих оным.

Итак, поехали. Снова попадаем в ставшую уже родной Воркуту. Откуда этот поезд стартует. Ж.д. вокзал - и сразу за ним начинается тундра.


А вот и наш поезд №653 "Воркута - Лабытнанги".


Стартует из Воркуты утром и идёт 200 км до Лабытнангов целый день (10 часов, по некоторым дням - вообще 12)!


Как видим, представляет собой кучу багажных и почтовых вагонов и всего два пассажирских: общий и купе.


Тронулись! Меньше чем через час после пары остановок прибываем на станцию Чум. Про эту станцию я уже писал. Именно здесь отходит ветка, о которой идёт сегодня речь.


Но поезд, остановившись, едет дальше в сторону Москвы до станции Сейда.


В Сейде стоим целый час, меняем направление и курим бамбук. Наслаждаемся нахождением на полном отшибе цивилизации.




Сейда - важная узловая станция, здесь довольно много народу сходит и выходит. Не всем удобен прямой лабытнангский поезд (тем более, что он только из Москвы идёт, жителям других городов на прямом в Л-и не доехать), и многие доезжают до Сейды на разных воркутинских поездах, где пересаживаются вот в этот полупригородный.

Туристы


На обратном пути, кстати, поезд снова останавливается на станции Чум.
Постепенно мы плавно переходим на новую ветку, воркутинская отдаляется.
Периодически встречаются укрепляющие грунт конструкции. Впрочем, похоже, тут собираются класть второй путь.


Измотанный люд


Наконец, прибываем на центральную станцию ветки - станцию Елецкая.


Уральские горы уже совсем близко видны.


Здесь поезд стоит в обе стороны больше часа, т.к. Елецкий - довольно большой посёлок, и по нему очень большая выгрузка багажа.


Можно погулять, подышать свежим воздухом.


50 км, кстати, ехали почти два часа!


Свой автопром. Интересно, как сюда заехал, т.к. до Елецкого из большого мира нет даже зимников. Видимо на платформе везли


Имеется цивильный РЖД-буфет :)


Лучше гор могут быть только горы... Урал прекрасен. Надо как-нибудь сюда съездить походить


Прямо на рабочий стол ставь..



С тепловозами тут, похоже, напряжёнка, используют для пассажирских поездов грузовые.


Кстати, по Елецкой помимо всего прочего проходит смена бригад и ещё скрещение с нашим же поездом. Вот и он едет!


Интересен первый вагон. Да-да, это собственность Газпрома! Простым смертным на этом вагоне проезд невозможен, его проводники даже не особо разговаривают с посторонними


А кого и куда он возит, расскажу ниже.


Едем дальше. Постоянно в тундре вдоль ж.д. линии встречаются вот такие загородки. От снежных заносов


А горы всё ближе и ближе!


Станция Полярный Урал.


Благодаря горам, значительную часть пассажиропотока в общем вагоне составляют разного рода туристы. На каждом рейсе в любую сторону в летнее время обязательно будет несколько групп. Водники, пешие походники, детские группы, прожённые матёрые туристы. Они выходят/заходят на разных станциях. Бац - завалилась группа в 50 детей и оккупировала весь вагон. С байдарками, рюкзаками. Уже устал от их галдежа, и вот они впопыхах выходят на двухминутной стоянке (чуть не утащив твой рюкзак по ошибке). Сразу же заваливается 15-20 походников с огромными баулами, и сложенными катамаранами. Начинают опять их грузить на третью полку. Выйдут катамаранщики - зайдут велосипедисты... И так всю дорогу.



Поэтому в этом поезде точно не соскучишься. Живописные виды за окном будут разбавлять туристические разговоры.


Эх...


В какой-то момент проезжаем табличку "Европа-Азия". Я её в обе стороны благополучно профукал. С Азией сразу начинается Ямало-Ненецкий автономный округ и заканчивается Коми.


Станция Собь


Самый важный транспорт в тундре :)




Красиво


Впрочем, по дороге "туда" с погодой очень повезло. А вот на обратном пути она оказалась более типичной для этих мест. Дождь, ветер и 8-10 градусов в разгар июля..


Горы вокруг всё выше и выше


Вот думаю - поезд, регулярно проходящий по этим красотам, потом проезжает и мимо моего дома, я его вижу из окна.. Вроде ничего особенного, а цепляет так эта мысль.


Выгрузка на сто каком-то километре. Кто-то на рыбалку собрался, а кто-то приехал домой


Ту-тууууу


На ещё одном полустанке теряем ещё пару туристов


Помимо туристов в поезде порой встречаются вот такие персонажи. Пьяный ненец (наглядная демонстрация того, что представителей этих народов в пьяном виде лучше остерегаться)


Уральский хребет он красивый, но очень узкий, особенно здесь на севере. И довольно быстро горы заканчиваются.


Всё.. Недолго длилась горная сказка


Теперь дальше обычная лесотундра



Совсем скоро приезжаем на станцию Харп. Здесь уже цивилизация! Харп связан автодорогой с Лабытнангами. Соответственно, если вы не хотите трястись дальше в поезде, можете выйти здесь, и доехать быстрее.


В Харпе горы ещё совсем рядом.


На самом деле посёлок называется "Харп" а станция красиво именуется Харп - Северное Сияние. Впрочем, почему-то здесь это не отражено.


Снова активная погрузка-выгрузка


Ещё в Харпе имеется колония строго режима. Расположена она прямо за ж.д. путями. Как мне сказали местные, ни в коем случае нельзя её фотографировать, даже рядом. Иначе поймают ФСБ-шники и будут долго мурыжить.


А мы, протусовавшись на станции Харп ещё полчаса, выехали дальше. И прибываем на окраину Лабытнанг, станцию Обская.


Станция эта имеет уникальную особенность. Всё дело в том, что именно здесь начинается недавно построенная Газпромом линия на Ямал (Обская - Бованенково - Карская). Честно каюсь, я про эту линию и не ведал ничего даже (точнее думал, что это всё где-то в районе Нового Уренгоя). Но вот, уникальный факт - от 501-й стройки теперь отходит 500-километровая магистраль, являющаяся теперь самой северной железной дорогой в мире. Вся она принадлежит Газпрому, а не РЖД.


Сама станция Обская тоже полностью принадлежит Газпрому. Здесь фактически база всей этой линии - отсюда отправляются специальные поезда с вахтовиками на буровые установки на север. Идут они по одному известному им графику, проехать неработнику Газпрома крайне сложно.



Из некоторых источников получил информацию, что удовольствие скататься на этом поезде в Бованенково стоит 14000...



Станция вся заставлена вагонами Газпрома. По сути это обычные плацкартные вагоны, но в соответствующей символике. На них возят рабочих "на трассу" (как тут принято говорить). А на саму Обскую рабочие обычно попадают посредством самолёта в Салехард (кого-то везут, как мы видели, прямо до дома такими вагонами)


Кстати, видел недавно такой вагон в составе поезда "Москва-Киров" на станции Фрязево.


А это, наверное, вагон для шефов


Обратно я решил сесть именно на станции Обская (т.к. до неё можно доехать на маршрутке из Лабытнангов). Оказалось, что тут нет даже вокзала, вся станция фактически газпромовская, а РЖД-шные поезда просто проезжают по одному пути и на нём же останавливаются. При этом путь этот никак не обозначен. Прибыв на станцию (вход на которую напоминает какую-то стрёмную промзону с заборами) я изрядно понервничал в попытках найти место отправления поезда (т.к. непопадание на него бы привело к потере целых суток, на что я пойти никак не мог). И, главное, что на станции одни газпромовцы, из которых никто и не знал, где останавливается нужный мне поезд (все ж на самолётах прилетают сюда).

В итоге нашёл-таки минут за 5 до прибытия, оказалось это было не так сложно.



Окрестности Обской застроены вот такими ангарами




Ну вот и финиш! Мелкий двадцатитысячный городок, принимающий два поезда в день, встречает нас вот таким роскошным вокзалом!


Явно регион не бедствует.


Tags: Горы, Железные дороги, Коми, Лабытнанги, Урал, Ямало-Ненецкий Автономный Округ
Subscribe
promo griphon февраль 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →