?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Сухумский троллейбус
griphon
Троллейбусная система в городе Сухуми (Сухум) - редкий повод для радости и оптимизма в пребывающей в состоянии полной разрухи Абхазии. Уж казалось бы, так мало всего восстановлено и восстанавливается в стране после прошедшей 20 лет назад войны, что при логическом развитии событий, троллейбусом уж должно было бы давно тут и не пахнуть. Но нет! Система работает и по региональным меркам практически образцовая!




Впервые на сухумском троллейбусе я прокатился ещё в 2008 году. Тогда парк состоял полностью из старых ЗиУ-9, пришедших б/у из Москвы и Майкопа.


Вот этот рогатенький работал раньше на маршрутах Филёвского автобусно-троллейбуснного парка


Подтверждение


Работала система несколько хуже, чем сейчас. Но в целом, ездить на троллейбусе вполне было можно. Ещё бы, даже те машины для послевоенного Сухуми были прорывом! Перед их приходом в городе оставалось всего несколько рабочих Шкод-9Тр.


Несколько лет назад троллейбусный парк был полностью обновлён. Теперь сухумцев возят новые красивые троллейбусы завода ТролЗа.


Всего три маршрута, все начинаются от Центрального рынка.


По сравнению с советскими временами сеть сократилась незначительно - не работает линия к западу от рынка на Маяк. Единственное, чего не хватает - сквозного маршрута с востока и центра на ж.д. вокзал. Теперь чтобы проехать, нужно делать пересадку на Центральном рынке. А это неудобно, и поэтому проще так ехать на автобусе/маршрутке.


Кстати, на электронных табло всегда написано только: "Абхазия. Сухум".


Есть несколько "оптим".


Троллейбусы, кстати, заканчивают работу очень рано. Автобусы и маршрутки тоже. Уже в 8 вечера добраться до дома можно только пешкарусом.


С тротуарами плохо, дороги в лужах-колдобинах. Но зато есть электротранспорт :))


1-й маршрут - самый частоходящий. Идёт от рынка через ж.д. вокзал в крупный жилмассив Новый район.


Остановка "Новый район". Правда находится она на Центральном рынке. Видимо подразумевается, что здесь посадка.



3-ка идёт примерно также, но после ж.д. вокзала сворачивает налево в район Железнодорожный посёлок. Конечная "тройки"


Контактная сеть


2-й маршрут идёт от Центрального рынка в центр города, затем на восток в район Турбаза. Поскольку мы жили в восточной части города, то пользовались им регулярно. Увы, ходит двойка довольно редко..


Троллейбусный парк


Действующий!


Только проходная цела


Фото сделано в мае, а металлолом и этот троллейбус запечатлены точно в таких же позах на фотографиях января. Ничего в Абхазии не меняется :)



И этот стоит на том же самом месте. Не удивлюсь, если и сейчас там такая же расстановка (точно, так и есть :)).


В центре сохранилась будка диспетчера!


Всего в Сухуми около 30 машин, и все новые! По степени новизны парка Сухуми сейчас впереди планеты всей! Удивительно, кстати, что самый молодой подвижной состав на территории бывшего СССР сейчас здесь и в Душанбе!


А вот примерно так выглядит остальной ОТ в Сухуми. И это лучший образец. Больших автобусов в городе нет, либо "Богданы", либо "Газели".

Поскольку мы перемещались с коляской, то троллейбусы были нашим спасением. Приходилось их подолгу ждать и ехать с пересадками. Но это всяко приятнее, чем втискиваться вот в такое.

Стоимость проезда с недавнего времени - 5 рублей (до этого было 3). Билетов, естественно, никаких не выдаётся. Ещё недавно, кстати, троллейбус был фактически рогатой маршруткой. Его можно было и остановить в любом месте взмахом руки, и попросить выйти тоже. Сейчас порядку несколько больше, хотя в принципе вышеописанное вполне возможно.


Кстати, кроме Сухуми из Закавказья троллейбус остался, увы, только в Ереване. В остальных местах всё было закрыто. Интересно, что в той же Грузии, где войны не было, троллейбусы отовсюду исчезли. В Абхазии же, несмотря ни на что, его сохранили. Хотя во многом это сохранение было знаковым - возвращение троллейбуса тут было символом возвращения мира и спокойной жизни.


Конечно же, во многом всё это существует благодаря помощи России. Но помощь тоже можно по-разному принимать, как известно. В общем, пожелаем сухумскому электротранспорту хорошей жизни и процветания!





promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Понятно, что Абхазия - другое государство, но вот принять бы у нас закон для автотранспортных пассажирских предприятий - использовать маршрутные указатели для обозначения маршрута. А не для написания на нём названия перевозчика, или вообще какой-то левой информации.

Кстати, и в советское время на штатных местах для маршрутоуказателей (не электронных, ествественно) тоже всякую фигню писали. В Казани РВЗ-6 катались с надписями "МИРУ-МИР", потом с наименованием депо.

Так это и неправильно. Маршрутоуказатель - для указания маршрута. Для всего остального, если уж так хочется - вся остальная поверхность ТС.

(Deleted comment)
> Почему?

На транспортном сайте пишут, что линия была повреждена ураганом. Но это было два года назад. Восстанавливать, видимо, лень. :)

> Почему бы не написать начальную и конечную точки маршрута?

Слушай, ты задаёшь риторические вопросы :))

> Ты общался с водителями, руководством троллейбусного парка?

Нет, как-то не довелось. А что за люди, ну обычные абхазы.

(Deleted comment)
это кошмар какой-то. словно сон страшный. в конце 90-х на троллейбусе в моем родном Орле можно было и в начале первого ночи ехать домой,а сейчас как в Сухуми,после восьми фиг уедешь...

Орёл? Блин, а, казалось бы, приличный город.. Я думал у нас только в Астрахани-Воронеже такое возможно.

Воронеж меня вообще убил отсутствием муниципальных автобусов. как такое возможно?ну и мост трамвайный тоже оставил нехороший осадок.так быть не должно.

Воронеж - да, беда. Очень жалко тамошний трамвай, одна из лучших систем была на 2001 год. И мост - уникальное конструкторское сооружение.

так самое фиговое,что мост просто так стоит сейчас. как памятник человеческой глупости.

Ага. Но кто знает. Тут ходят разговоры о восстановлении трамвая в Воронеже. Если случится, то мост будет кандидатом на первую линию.

я разговоры и про метро в Воронеже слыхал))но трамвай звучит правдоподобнее.

если не быть траснспортным фанатом, а просто садиться на первое что подъезжает, на троллейбусе вряд ли прокатишься там - у меня не получилось ни разу. больно уж редко они ездят

Необязательно быть транспортным фанатом, чтобы ждать троллейбуса. Он дешевле и удобнее.

и по региональным меркам практически образцовая!
И действительно.

во многом всё это существует благодаря помощи России.
Только в России почему-то электротранспорт деградирует...

Ну не знаю, кому-как, а мне приятно за соседей... и за Ереван то же

Приятно видеть такое.

А что приятного то? Уже несколько новеньких машин стоит под забором в депо. Через пару лет убьют и остальные. Россия богатая, еще пришлет.

ัНа фоне ликвидации электротранспорта в России приятно. Лучше пусть троллейбусы шлет, чем танки.

Гоша, а можно тебя попросить глянуть, что за иркутские трамваи в блоге Вашти из Индонезии: http://callmesonja.travellerspoint.com/co/170/s10/ - это все КТМ-5?
И еще немножко есть из Хабаровска: http://callmesonja.travellerspoint.com/46/

Прикольный пост :)) Нет конечно, не только. В первой ссылке есть КТМ-19 (новый с электронным табло в середине), и самый последний (с дверями как в метро) КТМ-8.

В Хабаровске там вообще чего только нет. РВЗ-6 есть как изнутри, так снаружи, КТМ-23 (точнее более правильное название 71-623).

Сейчас почитал ещё - он там троллейбусы трамваями называет :)

Так в Индонезии же нет ни тех, ни других вроде :)
А в Китае есть троллейбусы? Я как-то не слышал. В Китае, прочитал, оказывается не только есть, но старейшая система в мире!
Кстати, Шуни - она.

Edited at 2014-10-25 13:43 (UTC)

Выглядит пока всё более-менее опрятно,но боюсь,что с абхазской склонностью к разгильдяйству,лени и забиванию болта на проблемы,скоро идиллия может закончиться.

Тролза это наш завод - Саратов-Энгельс.

  • 1