Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Categories:

Северный портрет

В ходе путешествия по крайнему и не очень северу, меня неоднократно спрашивали: "А зачем ты сюда едешь? У нас же совершенно нечего смотреть". В самом деле, зачем? Интересных достопримечательностей во всех этих северных городах практически нет, а природа за исключением Полярного Урала довольно однообразна.
Но ведь есть же все равно какое-то иррациональное желание, заставляющее путешественника переться в эти мало радующие слух названия, как Ухта, Воркута, Салехард (и прочие Игарки, Норильски, Диксон-Тикси-Уэлен). Подумал я, что надо осмыслить и вербализировать это на первый взгляд иррациональное чувство.





Север живёт своим ритмом. На первый взгляд тут немного отличий от средней полосы. Те же хрущёвки (ну где-то на сваях), те же дороги-машины-автобусы, те же магазины с тем же ассортиментом, те же люди, любящие рыбалку, выпить, матюгнуться, те же хамские тётки в кассах и автобусах.


Тем не менее, в конце концов создаётся ощущение, что что-то не так. Особенно остро оно чувствуется, когда попадаешь из севера обратно в Среднюю полосу.


В России, как известно, очень много эдакой "терры-инкогниты" - мест, куда нет дорог, где почти никто не живёт. Точнее, правильным будет сказать, что большинство территории России именно такое. Однако Коми и Ненецкий округа - единственные такие регионы, расположенные в европейской части России. То есть это полноценная Европа :)

Интересно ощущение тех, кто живёт в таких местах. Ведь, скажем, не так сложно понять жителю Смоленска жителя Оренбурга. В таких городах всё просто - есть город, есть окрестности, можно на выходные поехать за город на природу, в соседний город всегда можно скататься на машине или автобусе. Есть ж.д. вокзал, с которого можно доехать до Москвы, Питера, соседних облцентров, а иногда даже и до Сочи.

Живя, скажем, в Нарьян-Маре или Салехарде, ничем подобным не обладаешь в принципе. Из города никуда уехать по дорогам невозможно - их просто нет. Да и вблизи населённых пунктов тоже нет. Те что дальше - вертолёт или вездеход. В некоторые - корабль. Может зимой - зимник. На вертолёте не поедешь кататься, как на электричке - в итоге, большую часть жизни в таком месте, ты не выдвигаешься никуда в принципе. Хорошо ещё, если есть снегоход - можно покататься по окрестностям, но и то, только зимой (которая хоть и долгая, но всё же не круглогодичная).


У жителей крайнего севера есть множество компенсационных плюсов, по сравнению с остальными россиянами. Во-первых, это северные надбавки. В зависимости от стажа и занимаемой должности любому жителю севера к основной зарплате доплачивается от 0,4 до 0,7 этой зарплаты. Во-вторых, большие отпуска. Минимум - 42 дня против 28 наших. Но у большинства больше (как правило, 55-60, бывает и 70-80 у особо отличившихся). В-третьих - ранние пенсии. Проработавшие 15 лет на райнем севере могут выходить на пенсию раньше на 5 лет (55 лет мужчины и 50 - женщины).


Ну и в-четвёртых, оплачиваемая дорога к месту проведения отпуска. Не всё время, а раз в два года. Сразу возникает резонный вопрос - а что, можно совершенно любое место выбрать? А если кто захочет поехать куда-нибудь совсем далеко и лететь очень дорого? Да, можно. Человек, у которого я вписывался в Нарьян-Маре, так ездил в Эквадор, и ему полностью оплатили перелёт "Нарьян-Мар - Кито" туда и обратно. Хотя ходят слухи, что новый губернатор хочет ограничить оплаты переездов лишь исключительно Россией. Но это только слухи.


Компенсировать этим преимуществам, как вы понимаете, есть чего. Это продолжительная зима с сентября-октября по апрель-май с обычными -30-40. Это и короткое лето, которое либо холодное и дождливое, либо с комарами, гнусом и мошкой. Это и удалённость от какой-либо цивилизации. Даже в Салехарде или на станции Сейда всякие Воронежи-Екатеринбурги воспринимаются, как что-то далёкое южное, многонаселённое хорошо связанное между собой густой транспортной сетью. И даже наши северные окраины Средней полосы типа Вологды и Кирова кажутся отсюда центром цивилизации. А что уж взять с какой-нибудь Амдермы или Паюты, откуда даже до региональных центров добраться целое дело?


Те же нарьян-марцы так и говорят в повседневной речи: "поехать в Россию" (имеется в виду, в центральную часть, или на юг в Сочи). Потому что отсюда, как я выше писал, выбраться - целое дело. Подобный сленг характерен для жителей Калининградской области, но там этому имеется более логичное объяснение.

Здесь на севере крайне мало коренных жителей. Подавляющее большинство - мигранты с юга либо в первом, либо во втором поколении. В Салехарде мне удалось найти только одного человека, который в нём родился. И это понятно - север заселяли в основном в советские годы, комсомольскими и не очень стройками. Так появились Воркута, Норильск, Нарьян-Мар, Комсомольск-на-Амуре, Ухта, разрослись существовавшие ранее посёлки и форпосты (тот же Обдорск, из которого появился Салехард). Приезжать продолжают до сих пор - богатые полезными ископаемыми края могут дать многим желающим работу и сейчас. Впрочем, развиваются в данный момент не все города и регионы, а в основном только те места, где есть нефть и газ.


И, пожалуй, именно благодаря тому, что большинство тут приехавшие, север как-то заметно ментально отличается от центральной России. Потому что это не Москва, здесь хоть и всегда было много работы, но условия жизни также были всегда суровыми, и ехали сюда в основном романтики и авантюристы. Здесь пьют достаточно, но алкаши и морально опустившиеся асоциальные элементы почти отсутствуют. Даже если бы они и оказались вдруг, в таких условиях им просто не выжить. Здесь жить непросто, но здесь почему-то не ощущается той безысходной мрачной депрессивности, которую часто ощущаешь в Центральной России. Северяне любят свой край, несмотря на то, что для многих он не родной. Уезжают с севера меньше, чем из областей вокруг Москвы. В том же Нарьян-Маре по сравнению с концом 80-х население даже увеличилось!


Работают на севере в основном в добывающей, а чаще всего в нефтегазовой отрасли. Газопровод и то, откуда он идёт, влияет практически на весь север - разные коммуникационные объекты, связанные с ним, встречаются повсеместно. А рядом с ними - отряды рабочих.


Вахтовки, возящие рабочих на всякие компрессорные станции и буровые установки, встречаются повсюду.


Если не нефть и газ (и не уголь в Воркуте), не лес в Коми, то работать тут можно в чём-то, связанной с природой. Или природоохрана, или какие-нибудь учёные, исследующие флору и фауну, или метеостанции. Встретил в поезде "Лабытнанги - Воркута" студентов-ихтиологов из Перми, которых забросили на практику аж на самый Ямал, на Байдарацкую губу. Где они жили 2 месяца в палатке среди тундры, ловили рыбу, исследовали её и ели :)
Станция наблюдения за ионосферой в Салехарде.


Ну и остальное сопровождающее - чиновники, врачи, учителя, водители автобусов, коммунальщики. То, без чего не могут жить населённые пункты. Многие работают на железной дороге.

В короткие летние дни даже в маленьких городах на улицах оживлённо.


Заметил, что очень мало молодёжи. Красивых девушек тут почти нет - все разъехались по городам с ВУЗами и насыщенной культурной жизнью. Остались либо школьницы, либо сразу мамы с колясками (а что ещё на севере делать то? Закончила школу, либо уехать, либо сразу замуж).


Тем не менее, тут стараются не скучать. Организуют всякие мероприятия. Соревнования на велосипедах и роликах, рок-концерты (а точнее, всё сразу).




Инфраструктура, транспорт

С транспортом на российском европейском севере всё довольно просто. Есть одна ж.д. линия "Коноша-Воркута", и несколько ответвлений от неё (Микунь - Сыктывкар, Микунь - Кослан, Сосногорск - Троицко-Печёрск, Сыня - Усинск, Чум - Лабытнанги). Линия, разумеется, довольно активна, всё сообщение происходит преимущественно по ней.


Круглогодичные автодороги доходят до Усть-Цильмы и Усинска. Есть трасса и в Ненецкий округ - посёлок Харьягинский. При этом постоянный асфальт есть только до Ухты, далее - преимущественно грунтовка. В ЯНАО есть трасса Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым, продлевается до Салехарда.
Остальное - только зимники. В летнее время по судоходным рекам (Обь, Печора) ходят паромы.


В Воркуту нет ни зимников, ни рек, сюда можно доставить машину только на ж.д. платформе.


Дороги постепенно строятся. Через несколько лет должны быть открыты круглогодичные трассы в Нарьян-Мар и Салехард. Ещё недавно нарьян-марцы добирались до своего парома по легендарной трассе "Коми-трофи" (Нижний Одес - Малая Пёра). Выглядила она в летнее время как-то так.

отсюда: http://vnao.ru/news/proshchay-komi-trofi.
Подробно в динамике о том, как по "Коми-трофи" ездили: http://www.youtube.com/results?search_query=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8-%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8

Сейчас открыта прямая трасса "Ухта - Ираёль - Печора", идущая рядом с железной дорогой. Автобусов по ней нет.


В большинстве же случаев перемещение по северу происходит вот так. Аэропорты и вертолётные площадки имеются тут в каждой даже самой крошечной деревне.


Так как вечная мерзлота, дома преимущественно стоят на сваях.


Горячая-холодная вода в городах подаются довольно стабильно, проблем с ними часто не бывает. Только коммуникации часто проходят на земле, т.к., опять же, вечная мерзлота, и хорошо защищены.






В посёлках и на окраинах городов в двухэтажных бараках водоснабжения может и не быть, или летом с ним всё же случаются проблемы. Тогда - колодцы, колонки. Как вот зимой берётся вода - не очень понятно.


Интернет на севере ЕСТЬ! На Ямал буквально в апреле этого года протянули оптоволокно, и интернет стал быстрым и недорогим. Вай-фая пока мало, но и он постепенно появляется. Мобильный интернет по 3G встречается даже в совсем глухих дырах типа станции Сейда или Усть-Цильмы.


Коренные народы. Они есть, встречаются довольно часто. Коми, ненцы, ханты, манси. В ЯНАО их называют ласково "националами", хотя сами народы этого не любят, и так при них лучше не говорить. Если брать Сибирь, то там ещё больше разнообразия: эвенки, якуты, коряки, чукчи, ительмены, нивхи... Конечно, всех их нельзя грести под одну гребёнку: коми и ханты - фино-угорская группа, а ненцы - азиатская. Ханты и ненцы традиционно занимаются оленеводством, многие из них живут в чумах, ездят на оленях и собачьих упряжках зимой. Коми более европеизированы, занимаются более традиционными вещами.


Все они свободно говорят по-русски, но между собой предпочитают общаться на своих языках. Их же они учат в школах (хотя школ на коми или ненецком вроде не существует). Так или иначе, на севере нерусскую речь вы будете слышать довольно часто. Сами же русские местные языки не учат в принципе. Ненцы довольно плодовиты - в семьях часто бывает по 5-10 детей. Кто-то из них уезжает в города и оцивиливается, кто-то продолжает традиции предков и разводит оленей.


Вывеска на коми в Сыктывкаре


Места не столь отдалённые. Традиционно, Коми, Воркута и прочие окрестности ассоциируются с местами лишения свободы и сопутствующим контингентом. История освоения края с неволей связана довольно крепко - ссылали в эти края сюда ещё при царе. Одним из самых первых был протопоп Аввакум, сосланный в Пустозёрский острог, и казнённый там же. Пустозёрск находился вблизи современного Нарьян-Мара. Потом ГУЛАГ, которым и была построена воркутинская магистраль, а также начальный участок печально известной 501-й стройки "Чум - Лабытнанги".

Сейчас же, зон в Коми осталось не очень много. По плотности в Центальной России скорее всего их не меньше. Старых заброшенных лагерей немало по всему северу. Тем не менее, пара зарисовок.

- Поезд №375 Воркута-Москва. В конце его курсирует вагон-зак. На каждой относительно крупной станции к прибытию поезда на платформу заезжает "воронок" с надписями "полиция" или "ФСИН" этот поезд встречать. Вагон в конце состава, в связи с чем, процедура пересадки заключённых производится максимально возможно в стороне от людских глаз. В первый раз я видел такой подъехавший к поезду "Воркута-Москва" автозак на станции Инта. Сам я ждал поезда в Воркуту и попутно пытался уехать туда же на тепловозах, в связи с чем, мимо этого автозака довелось пройти раза 2-3. Автозак подъезжает максимально близко к вагону, чтобы упростить процедуру пересадки.. Потом, когда я уже ехал на этом поезде на юг, наблюдал, как такие воронки с вооружённым конвоем образовывались на каждой крупной станции. В Котласе у них даже была собака.

- Покатушка с КТП по ж.д. линии "Североонежск-Янгоры" в Архангельской области. Только на месте довелось узнать, что линия принадлежит ФСИНу. Однако из четырёх работавших зон, вдоль линии осталась одна - в самом конце в Янгорах. И то, не полноценная зона, а колония-поселение. Однако заключённые и конвой там вполне себе были.


Но в целом, повторюсь, края уже не носят характера "каторжных".

Север и Украина. Конечно же, сейчас и на севере разговоров больше всего о событиях на Украине. Нетрудно догадаться, какой точки зрения придерживается практически всё население этих краёв. За всю поездку мне попался только один коми-националист, считающий, что "раз ты живёшь на Украине, значит должен уметь говорить по-украински".

Среди остальных встречались разные люди. Часть народа повторяют содержимое той самой "киселёвской пропаганды", типа "Крымнаш", "бейбандеру", "американцы суки, лезут к нам" (С такими людьми довольно скучно общаться, несмотря на то, что, казалось бы, наши позиции в чём-то схожи. Но они её с телеэкранов слопали, а мы к ней сами пришли, посему выходит, что по сути то позиции разные, как экземпляры классов в ООП). Но суть в том, что на севере очень много людей родом с самой Украины! С Донбасса, Полтавщины, Одессы, Запорожья, Винницы, Галичины.. Есть и обратные примеры - как-то давно общался с харьковчанином, родившимся в Воркуте. Как известно, ехали сюда со всего Союза, а Украина была довольно крупной его частью (да и до сих пор едут - встретил в Салехарде закарпатцев из города Хуст, укладывающих теплотрассу). И чуть ли не у каждого третьего, если там не место рождения, то хотя бы проживает в тех краях множество родни. В Инте я услышал как тётенька в магазине общается на суржике (при том, что прожила она уже здесь 40 лет).
А в Воркуте, в Воркуте...


И, конечно, этот контингент, хорошо знающий, что такое Украина, либо живший там, либо неоднократно бывавший, сейчас пребывает в полнейшем непонимании от того, что же происходит, как такое могло случиться? Никогда ж раньше такого не было, все жили дружно как до распада СССР, так и после. Только здесь понимаешь, что настоящая граница Украины не заканчивается на Донбассе и в Харькове, равно как и граница России в Белгороде и Ростове (В Ямало-Ненецком округе и сейчас 9% считают себя украинцами, а 20 лет назад их было 17%). И война на Донбассе, где у многих тут имеются родственники, воспринимаются совершенно не как что-то постороннее, не имеющее отношение к ним самим - получают информацию здесь не из СМИ, а напрямую от своих близких...

Тоже Воркута

Так чем же север цепляет?. Меня в первую очередь - бескрайними пустыми пространствами. Уходящая до самого горизонта тайга без каких-либо признаков цивилизации, будоражила моё сознание ещё когда я только въехал в южную часть Коми.


Ещё больше будоражит сознание тундра. Уходящая до края пустынная земля без единого деревца или сарайчика. А если представить, что такая тундра дальше простирается не на сотни, а на тысячи километров?


Всё пытался поймать тот момент, когда тайга становится тундрой, но его нет! Тайга плавно переходит в какую-то жидкую тайгу (состав деревьев существенно различается на севере и юге Коми. На юге они очень высокие и стройные, в районе Инты - чахлые невзрачные). А затем - в лесотундру. Лесотундра, это когда деревьев много, но сплошного леса они не образуют, а так - растут где попало, с большим расстоянием между друг другом.


Белые ночи. Многим не нравится, а меня невероятно вдохновляет и окрыляет полярный день. Очень здорово и удобно, когда нет темноты, круглые сутки светло - можно в любое время выйти погулять. Никаких проблем со сном я не испытывал. Вот полярную ночь я бы испытывать не хотел.


И да, конечно, наверное, чтобы испытать Север во всей красе, понять всю его суть, нужно на него приехать зимой! Прочувствовать на своей шкуре что такое постоянные -30-40. Каково гулять при такой температуре по городу, ходить в туалет :)) Узнать, что такое езда по зимникам. Зима даёт на самом деле больше возможностей - по зимним дорогам можно проехать в большое количество населённых пунктов, куда летом возможны только вертолёты. Зимой проще найти оленеводов и потусоваться с ними - летом они сваливают куда-то далеко в тайгу, где найти их можно только случайно.

Может в будущем я и съезжу так. Но мне пока достаточно и летнего впечатления. Летом у тундры и тайги своя же красота. Хотя, конечно же, ни Нарьян-Мар, ни Салехард, ни даже Воркута с Интой не позволяют прочувствовать всю суть суровой северной действительности. Это большие (по местным меркам) города, где жизнь вполне цивильна. К ней можно только прикоснуться, почувствовать по отдельным признакам, что она где-то совсем рядом. Ведь это отсюда эти названия представляются эдакой экзотикой, а в таком окружном центре, сразу возникает желание поездить по региону - оказаться как-нибудь в тех самых изолированных местах - Амдерме, Индиге, Нижней Пёше, Яр-Сале, Гыде и Антипаюте (Названия эти - уже бальзам на сердце, кого как, а меня куда сильнее окрыляют всяких парижей и венеций). :) А ещё лучше - поездить по дикой тундре, где никого и ничего нет, скататься обязательно на берег Северного Ледовитого океана.


Но.. На такое нужно очень много времени, везения, или денег. А скорее даже всего вместе взятого. Даже обладая солидной пачкой денег, зависнуть из-за нелётной погоды или отсутствия мест в вертолёте и вездеходе на несколько дней, тут можно запросто (а если пачкой не обладать, зависнуть скорее всего придётся и на подольше). По настоящему Северу не так просто путешествовать, а моя поездка по сути то была "лёгкой прогулкой" преимущественно "по верхам". Но теперь всяко хочу приехать сюда ещё раз, поисследовать местность более глубоко (или не обязательно сюда - много ж России ещё осталось неизведанных уголков). Ведь, как поётся в известной песне:


Не беда, что здесь морозы, не беда, что холода
Если ты полюбишь север, не разлюбишь никогда.


Tags: Коми, Ненецкий Автономный Округ, Север, Ямало-Ненецкий Автономный Округ
Subscribe

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →