Но ведь есть же все равно какое-то иррациональное желание, заставляющее путешественника переться в эти мало радующие слух названия, как Ухта, Воркута, Салехард (и прочие Игарки, Норильски, Диксон-Тикси-Уэлен). Подумал я, что надо осмыслить и вербализировать это на первый взгляд иррациональное чувство.
Север живёт своим ритмом. На первый взгляд тут немного отличий от средней полосы. Те же хрущёвки (ну где-то на сваях), те же дороги-машины-автобусы, те же магазины с тем же ассортиментом, те же люди, любящие рыбалку, выпить, матюгнуться, те же хамские тётки в кассах и автобусах.
Тем не менее, в конце концов создаётся ощущение, что что-то не так. Особенно остро оно чувствуется, когда попадаешь из севера обратно в Среднюю полосу.
В России, как известно, очень много эдакой "терры-инкогниты" - мест, куда нет дорог, где почти никто не живёт. Точнее, правильным будет сказать, что большинство территории России именно такое. Однако Коми и Ненецкий округа - единственные такие регионы, расположенные в европейской части России. То есть это полноценная Европа :)
Интересно ощущение тех, кто живёт в таких местах. Ведь, скажем, не так сложно понять жителю Смоленска жителя Оренбурга. В таких городах всё просто - есть город, есть окрестности, можно на выходные поехать за город на природу, в соседний город всегда можно скататься на машине или автобусе. Есть ж.д. вокзал, с которого можно доехать до Москвы, Питера, соседних облцентров, а иногда даже и до Сочи.
Живя, скажем, в Нарьян-Маре или Салехарде, ничем подобным не обладаешь в принципе. Из города никуда уехать по дорогам невозможно - их просто нет. Да и вблизи населённых пунктов тоже нет. Те что дальше - вертолёт или вездеход. В некоторые - корабль. Может зимой - зимник. На вертолёте не поедешь кататься, как на электричке - в итоге, большую часть жизни в таком месте, ты не выдвигаешься никуда в принципе. Хорошо ещё, если есть снегоход - можно покататься по окрестностям, но и то, только зимой (которая хоть и долгая, но всё же не круглогодичная).
У жителей крайнего севера есть множество компенсационных плюсов, по сравнению с остальными россиянами. Во-первых, это северные надбавки. В зависимости от стажа и занимаемой должности любому жителю севера к основной зарплате доплачивается от 0,4 до 0,7 этой зарплаты. Во-вторых, большие отпуска. Минимум - 42 дня против 28 наших. Но у большинства больше (как правило, 55-60, бывает и 70-80 у особо отличившихся). В-третьих - ранние пенсии. Проработавшие 15 лет на райнем севере могут выходить на пенсию раньше на 5 лет (55 лет мужчины и 50 - женщины).
Ну и в-четвёртых, оплачиваемая дорога к месту проведения отпуска. Не всё время, а раз в два года. Сразу возникает резонный вопрос - а что, можно совершенно любое место выбрать? А если кто захочет поехать куда-нибудь совсем далеко и лететь очень дорого? Да, можно. Человек, у которого я вписывался в Нарьян-Маре, так ездил в Эквадор, и ему полностью оплатили перелёт "Нарьян-Мар - Кито" туда и обратно. Хотя ходят слухи, что новый губернатор хочет ограничить оплаты переездов лишь исключительно Россией. Но это только слухи.
Компенсировать этим преимуществам, как вы понимаете, есть чего. Это продолжительная зима с сентября-октября по апрель-май с обычными -30-40. Это и короткое лето, которое либо холодное и дождливое, либо с комарами, гнусом и мошкой. Это и удалённость от какой-либо цивилизации. Даже в Салехарде или на станции Сейда всякие Воронежи-Екатеринбурги воспринимаются, как что-то далёкое южное, многонаселённое хорошо связанное между собой густой транспортной сетью. И даже наши северные окраины Средней полосы типа Вологды и Кирова кажутся отсюда центром цивилизации. А что уж взять с какой-нибудь Амдермы или Паюты, откуда даже до региональных центров добраться целое дело?
Те же нарьян-марцы так и говорят в повседневной речи: "поехать в Россию" (имеется в виду, в центральную часть, или на юг в Сочи). Потому что отсюда, как я выше писал, выбраться - целое дело. Подобный сленг характерен для жителей Калининградской области, но там этому имеется более логичное объяснение.
Здесь на севере крайне мало коренных жителей. Подавляющее большинство - мигранты с юга либо в первом, либо во втором поколении. В Салехарде мне удалось найти только одного человека, который в нём родился. И это понятно - север заселяли в основном в советские годы, комсомольскими и не очень стройками. Так появились Воркута, Норильск, Нарьян-Мар, Комсомольск-на-Амуре, Ухта, разрослись существовавшие ранее посёлки и форпосты (тот же Обдорск, из которого появился Салехард). Приезжать продолжают до сих пор - богатые полезными ископаемыми края могут дать многим желающим работу и сейчас. Впрочем, развиваются в данный момент не все города и регионы, а в основном только те места, где есть нефть и газ.
И, пожалуй, именно благодаря тому, что большинство тут приехавшие, север как-то заметно ментально отличается от центральной России. Потому что это не Москва, здесь хоть и всегда было много работы, но условия жизни также были всегда суровыми, и ехали сюда в основном романтики и авантюристы. Здесь пьют достаточно, но алкаши и морально опустившиеся асоциальные элементы почти отсутствуют. Даже если бы они и оказались вдруг, в таких условиях им просто не выжить. Здесь жить непросто, но здесь почему-то не ощущается той безысходной мрачной депрессивности, которую часто ощущаешь в Центральной России. Северяне любят свой край, несмотря на то, что для многих он не родной. Уезжают с севера меньше, чем из областей вокруг Москвы. В том же Нарьян-Маре по сравнению с концом 80-х население даже увеличилось!
Работают на севере в основном в добывающей, а чаще всего в нефтегазовой отрасли. Газопровод и то, откуда он идёт, влияет практически на весь север - разные коммуникационные объекты, связанные с ним, встречаются повсеместно. А рядом с ними - отряды рабочих.
Вахтовки, возящие рабочих на всякие компрессорные станции и буровые установки, встречаются повсюду.
Если не нефть и газ (и не уголь в Воркуте), не лес в Коми, то работать тут можно в чём-то, связанной с природой. Или природоохрана, или какие-нибудь учёные, исследующие флору и фауну, или метеостанции. Встретил в поезде "Лабытнанги - Воркута" студентов-ихтиологов из Перми, которых забросили на практику аж на самый Ямал, на Байдарацкую губу. Где они жили 2 месяца в палатке среди тундры, ловили рыбу, исследовали её и ели :)
Станция наблюдения за ионосферой в Салехарде.
Ну и остальное сопровождающее - чиновники, врачи, учителя, водители автобусов, коммунальщики. То, без чего не могут жить населённые пункты. Многие работают на железной дороге.
В короткие летние дни даже в маленьких городах на улицах оживлённо.
Заметил, что очень мало молодёжи. Красивых девушек тут почти нет - все разъехались по городам с ВУЗами и насыщенной культурной жизнью. Остались либо школьницы, либо сразу мамы с колясками (а что ещё на севере делать то? Закончила школу, либо уехать, либо сразу замуж).
Тем не менее, тут стараются не скучать. Организуют всякие мероприятия. Соревнования на велосипедах и роликах, рок-концерты (а точнее, всё сразу).
Инфраструктура, транспорт
С транспортом на российском европейском севере всё довольно просто. Есть одна ж.д. линия "Коноша-Воркута", и несколько ответвлений от неё (Микунь - Сыктывкар, Микунь - Кослан, Сосногорск - Троицко-Печёрск, Сыня - Усинск, Чум - Лабытнанги). Линия, разумеется, довольно активна, всё сообщение происходит преимущественно по ней.
Круглогодичные автодороги доходят до Усть-Цильмы и Усинска. Есть трасса и в Ненецкий округ - посёлок Харьягинский. При этом постоянный асфальт есть только до Ухты, далее - преимущественно грунтовка. В ЯНАО есть трасса Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым, продлевается до Салехарда.
Остальное - только зимники. В летнее время по судоходным рекам (Обь, Печора) ходят паромы.
В Воркуту нет ни зимников, ни рек, сюда можно доставить машину только на ж.д. платформе.
Дороги постепенно строятся. Через несколько лет должны быть открыты круглогодичные трассы в Нарьян-Мар и Салехард. Ещё недавно нарьян-марцы добирались до своего парома по легендарной трассе "Коми-трофи" (Нижний Одес - Малая Пёра). Выглядила она в летнее время как-то так.
отсюда: http://vnao.ru/news/proshchay-komi-trofi.
Подробно в динамике о том, как по "Коми-трофи" ездили: http://www.youtube.com/results?search_query=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8-%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8
Сейчас открыта прямая трасса "Ухта - Ираёль - Печора", идущая рядом с железной дорогой. Автобусов по ней нет.
В большинстве же случаев перемещение по северу происходит вот так. Аэропорты и вертолётные площадки имеются тут в каждой даже самой крошечной деревне.
Так как вечная мерзлота, дома преимущественно стоят на сваях.
Горячая-холодная вода в городах подаются довольно стабильно, проблем с ними часто не бывает. Только коммуникации часто проходят на земле, т.к., опять же, вечная мерзлота, и хорошо защищены.
В посёлках и на окраинах городов в двухэтажных бараках водоснабжения может и не быть, или летом с ним всё же случаются проблемы. Тогда - колодцы, колонки. Как вот зимой берётся вода - не очень понятно.
Интернет на севере ЕСТЬ! На Ямал буквально в апреле этого года протянули оптоволокно, и интернет стал быстрым и недорогим. Вай-фая пока мало, но и он постепенно появляется. Мобильный интернет по 3G встречается даже в совсем глухих дырах типа станции Сейда или Усть-Цильмы.
Коренные народы. Они есть, встречаются довольно часто. Коми, ненцы, ханты, манси. В ЯНАО их называют ласково "националами", хотя сами народы этого не любят, и так при них лучше не говорить. Если брать Сибирь, то там ещё больше разнообразия: эвенки, якуты, коряки, чукчи, ительмены, нивхи... Конечно, всех их нельзя грести под одну гребёнку: коми и ханты - фино-угорская группа, а ненцы - азиатская. Ханты и ненцы традиционно занимаются оленеводством, многие из них живут в чумах, ездят на оленях и собачьих упряжках зимой. Коми более европеизированы, занимаются более традиционными вещами.
Все они свободно говорят по-русски, но между собой предпочитают общаться на своих языках. Их же они учат в школах (хотя школ на коми или ненецком вроде не существует). Так или иначе, на севере нерусскую речь вы будете слышать довольно часто. Сами же русские местные языки не учат в принципе. Ненцы довольно плодовиты - в семьях часто бывает по 5-10 детей. Кто-то из них уезжает в города и оцивиливается, кто-то продолжает традиции предков и разводит оленей.
Вывеска на коми в Сыктывкаре
Места не столь отдалённые. Традиционно, Коми, Воркута и прочие окрестности ассоциируются с местами лишения свободы и сопутствующим контингентом. История освоения края с неволей связана довольно крепко - ссылали в эти края сюда ещё при царе. Одним из самых первых был протопоп Аввакум, сосланный в Пустозёрский острог, и казнённый там же. Пустозёрск находился вблизи современного Нарьян-Мара. Потом ГУЛАГ, которым и была построена воркутинская магистраль, а также начальный участок печально известной 501-й стройки "Чум - Лабытнанги".
Сейчас же, зон в Коми осталось не очень много. По плотности в Центальной России скорее всего их не меньше. Старых заброшенных лагерей немало по всему северу. Тем не менее, пара зарисовок.
- Поезд №375 Воркута-Москва. В конце его курсирует вагон-зак. На каждой относительно крупной станции к прибытию поезда на платформу заезжает "воронок" с надписями "полиция" или "ФСИН" этот поезд встречать. Вагон в конце состава, в связи с чем, процедура пересадки заключённых производится максимально возможно в стороне от людских глаз. В первый раз я видел такой подъехавший к поезду "Воркута-Москва" автозак на станции Инта. Сам я ждал поезда в Воркуту и попутно пытался уехать туда же на тепловозах, в связи с чем, мимо этого автозака довелось пройти раза 2-3. Автозак подъезжает максимально близко к вагону, чтобы упростить процедуру пересадки.. Потом, когда я уже ехал на этом поезде на юг, наблюдал, как такие воронки с вооружённым конвоем образовывались на каждой крупной станции. В Котласе у них даже была собака.
- Покатушка с КТП по ж.д. линии "Североонежск-Янгоры" в Архангельской области. Только на месте довелось узнать, что линия принадлежит ФСИНу. Однако из четырёх работавших зон, вдоль линии осталась одна - в самом конце в Янгорах. И то, не полноценная зона, а колония-поселение. Однако заключённые и конвой там вполне себе были.
Но в целом, повторюсь, края уже не носят характера "каторжных".
Север и Украина. Конечно же, сейчас и на севере разговоров больше всего о событиях на Украине. Нетрудно догадаться, какой точки зрения придерживается практически всё население этих краёв. За всю поездку мне попался только один коми-националист, считающий, что "раз ты живёшь на Украине, значит должен уметь говорить по-украински".
Среди остальных встречались разные люди. Часть народа повторяют содержимое той самой "киселёвской пропаганды", типа "Крымнаш", "бейбандеру", "американцы суки, лезут к нам" (С такими людьми довольно скучно общаться, несмотря на то, что, казалось бы, наши позиции в чём-то схожи. Но они её с телеэкранов слопали, а мы к ней сами пришли, посему выходит, что по сути то позиции разные, как экземпляры классов в ООП). Но суть в том, что на севере очень много людей родом с самой Украины! С Донбасса, Полтавщины, Одессы, Запорожья, Винницы, Галичины.. Есть и обратные примеры - как-то давно общался с харьковчанином, родившимся в Воркуте. Как известно, ехали сюда со всего Союза, а Украина была довольно крупной его частью (да и до сих пор едут - встретил в Салехарде закарпатцев из города Хуст, укладывающих теплотрассу). И чуть ли не у каждого третьего, если там не место рождения, то хотя бы проживает в тех краях множество родни. В Инте я услышал как тётенька в магазине общается на суржике (при том, что прожила она уже здесь 40 лет).
А в Воркуте, в Воркуте...
И, конечно, этот контингент, хорошо знающий, что такое Украина, либо живший там, либо неоднократно бывавший, сейчас пребывает в полнейшем непонимании от того, что же происходит, как такое могло случиться? Никогда ж раньше такого не было, все жили дружно как до распада СССР, так и после. Только здесь понимаешь, что настоящая граница Украины не заканчивается на Донбассе и в Харькове, равно как и граница России в Белгороде и Ростове (В Ямало-Ненецком округе и сейчас 9% считают себя украинцами, а 20 лет назад их было 17%). И война на Донбассе, где у многих тут имеются родственники, воспринимаются совершенно не как что-то постороннее, не имеющее отношение к ним самим - получают информацию здесь не из СМИ, а напрямую от своих близких...
Тоже Воркута
Так чем же север цепляет?. Меня в первую очередь - бескрайними пустыми пространствами. Уходящая до самого горизонта тайга без каких-либо признаков цивилизации, будоражила моё сознание ещё когда я только въехал в южную часть Коми.
Ещё больше будоражит сознание тундра. Уходящая до края пустынная земля без единого деревца или сарайчика. А если представить, что такая тундра дальше простирается не на сотни, а на тысячи километров?
Всё пытался поймать тот момент, когда тайга становится тундрой, но его нет! Тайга плавно переходит в какую-то жидкую тайгу (состав деревьев существенно различается на севере и юге Коми. На юге они очень высокие и стройные, в районе Инты - чахлые невзрачные). А затем - в лесотундру. Лесотундра, это когда деревьев много, но сплошного леса они не образуют, а так - растут где попало, с большим расстоянием между друг другом.
Белые ночи. Многим не нравится, а меня невероятно вдохновляет и окрыляет полярный день. Очень здорово и удобно, когда нет темноты, круглые сутки светло - можно в любое время выйти погулять. Никаких проблем со сном я не испытывал. Вот полярную ночь я бы испытывать не хотел.
И да, конечно, наверное, чтобы испытать Север во всей красе, понять всю его суть, нужно на него приехать зимой! Прочувствовать на своей шкуре что такое постоянные -30-40. Каково гулять при такой температуре по городу, ходить в туалет :)) Узнать, что такое езда по зимникам. Зима даёт на самом деле больше возможностей - по зимним дорогам можно проехать в большое количество населённых пунктов, куда летом возможны только вертолёты. Зимой проще найти оленеводов и потусоваться с ними - летом они сваливают куда-то далеко в тайгу, где найти их можно только случайно.
Может в будущем я и съезжу так. Но мне пока достаточно и летнего впечатления. Летом у тундры и тайги своя же красота. Хотя, конечно же, ни Нарьян-Мар, ни Салехард, ни даже Воркута с Интой не позволяют прочувствовать всю суть суровой северной действительности. Это большие (по местным меркам) города, где жизнь вполне цивильна. К ней можно только прикоснуться, почувствовать по отдельным признакам, что она где-то совсем рядом. Ведь это отсюда эти названия представляются эдакой экзотикой, а в таком окружном центре, сразу возникает желание поездить по региону - оказаться как-нибудь в тех самых изолированных местах - Амдерме, Индиге, Нижней Пёше, Яр-Сале, Гыде и Антипаюте (Названия эти - уже бальзам на сердце, кого как, а меня куда сильнее окрыляют всяких парижей и венеций). :) А ещё лучше - поездить по дикой тундре, где никого и ничего нет, скататься обязательно на берег Северного Ледовитого океана.
Но.. На такое нужно очень много времени, везения, или денег. А скорее даже всего вместе взятого. Даже обладая солидной пачкой денег, зависнуть из-за нелётной погоды или отсутствия мест в вертолёте и вездеходе на несколько дней, тут можно запросто (а если пачкой не обладать, зависнуть скорее всего придётся и на подольше). По настоящему Северу не так просто путешествовать, а моя поездка по сути то была "лёгкой прогулкой" преимущественно "по верхам". Но теперь всяко хочу приехать сюда ещё раз, поисследовать местность более глубоко (или не обязательно сюда - много ж России ещё осталось неизведанных уголков). Ведь, как поётся в известной песне:
Не беда, что здесь морозы, не беда, что холода
Если ты полюбишь север, не разлюбишь никогда.
Journal information