Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Categories:

Ты узнаешь, что напрасно называют север крайним

Краткое содержание моего северо-восточного путешествия.



Длилось путешествие 19 дней с 8 по 27 июля. Так это выглядело на карте


Старт путешествия был в "Ласточке" Москва - Нижний Новгород. 4 часа за 599 рублей. Можно было конечно за 333 рубля уехать, но для этого надо было чуточку заранее билет купить. А это не про меня.


Перед отправлением на Курском вокзале заметил стоящий на соседних путях поезд "Москва - Севастополь". в характерной украинской синей окраске с жёлтыми полосками и надписью "КРИМ", но... С логотипом КрымЖД!


Нижний Новгород я посещал неоднократно и раньше, но он в этот раз был, пожалуй, единственным на моём пути городом с исторической архитектурой. Это как в предыдущем путешествии по Сибири таким красивым городом был также ранее посещённый Иркутск (только Иркутск был в конце, а НН - вначале). Хотя вся красота по другую сторону Оки, а я в этот раз на правый берег не выбирался, в районе площади Ленина есть немного красоты.


Съездил на 417 трамвае в Автозаводский район, где никогда раньше не был.


К слову сказать, трамвай этот, был единственным представителем электротранспорта, которым я в это путешествие воспользовался. Ведь дальше Нижнего ничего электрического не было.


Выезжаю на станцию Рекшино, чтобы начать стопить в сторону Кирова.


Дальше ехалось сначала небыстро по Нижегородской области.


Поворот на Красные Баки


Урень


Попал в машину к парню, возящему всякое оборудование на фермы. Рассказывал мне много интересного про развитие сельского хозяйства на Нижегородщине. Повёл меня сводил в коровник на одной из них.


Потом поймалась быстрая машинка, идущая в Киров из самого Крыма! Подвезли меня на ней через весь город на самый сыктывкарский выезд.


Поворот на посёлок Юрья.


Уже 10 вечера и я уж было собрался идти спать, но остановилась фура, идущая до самого Сыктывкара.


С ней я доехал до поворота на деревню Ыб, где и заночевал.


Ыб оказался очень приятным и душевным местом. Настоящая северорусская глубинка!


Ближе к вечеру добрался до Сыктывкара - столицы республики Коми. Город не очень большой и интересный, но довольно приятный и уютный. Множество деревянных зданий.


И старые добрые икарусы. Многие из которых сюда мигрировали из Москвы.


Едем дальше!


Ухта. Нефтяная столица, и фактически второй город региона.


В Ухте немного сталинской архитектуры и известная голова Ленина. Но сам городок поскучнее Сыктывкара, для осмотра вполне достаточно 3-4 часов.


Так получилось, что на второй день меня тут не смогли вписать, и можно было бы ехать дальше, учитывая, что я всё увидел. Но дальше было ехать в данном случае некуда, так как намеченный корабль в Нарьян-Мар планировался лишь послезавтра. А ехать до него всего 300 км. Подумав, я направился в соседний с Ухтой Сосногорск.


Город совсем безликий. На меня прямо начала нападать тоска от обилия таких унылых городов. Зачем я вообще сюда поехал? Ну на следующий день направился в сторону посёлка Щельяюр на реке Печора.


Чем дальше, тем дорога ядрёнее. Населённых пунктов очень мало, вокруг по обе стороны от дороги бескрайняя тайга. Иногда она прерывается газо- или нефтепроводом.




Официально дорога существует лишь до Ухты. То, что после - построено совсем недавно, и довольно быстро заканчивается асфальт.


Такая дорога ведёт до города Печора.


Мы же около станции Ираёль сворачиваем на север. Тут идёт нормальная асфальтовая трасса до посёлка Усть-Цильма.


По дороге - посёлок Ижма, где живут коми. Разговаривают тут тоже в основном на коми. Посёлок старинный, стоит посетить. Хотел заглянуть в музей, который мне очень советовали, но увы, он не работал в воскресение.


Рядом течёт река Ижма. Очень красивая.


Погуляв, поехал дальше к парому.


Названия деревень по дороге.


Ещё немного, и вот она Печора! Отсюда завтра должен отойти баржа в Нарьян-Мар.


Рядом паром-переправа чтобы ехать в Усть-Цильму.


Хотя указывается, что паром отплывает из Щельяюра, место это довольно далеко от Щельяюра. Здесь ничего нет, даже связь не ловится. Вокруг приехало некоторое количество машин 83-rus, и несколько камазов. Все ждут завтрашнюю баржу. Мужики в ожидании флота согреваются.


Утром


Погрузились, отплыли. Плыть ровно сутки! Стоимость места в каюте 2000 р.


Виды потрясные вокруг. Сотни километров - и не души. А ещё белые ночи.


И вот утром на горизонте появляется столица Ненецкого края! Город Нарьян-Мар.


Нарьян-Мар - город контрастов!


В нём я провёл полтора дня, а назад уплыл на этой же барже. Существуют также и быстрые катера до Усть-Цильмы, за 4700 р. Но они шли в неудобные для меня дни.


На обратном пути заехал в Ираёль в надежде сесть на пригородный поезд до Печоры. Но увы, опоздал минут на 10. Т.к. других поездов в ближайшее время не намечалось, выдвинулся стопом.


В посёлке Зеленоборск следы узкоколейки в виде гаража


Снова Печора. На этот раз и река и город. Чтобы попасть в город, необходимо пересечь реку на пароме.


При этом пассажирам ехать на пароме нельзя, для них ходят пассажирские лодки.


Сам город Печора - ну вы поняли


Интересен тем, что из него открывается живописный вид на реку Печору. И Печорскую ГРЭС.


Из Печоры дальше уж дорог нет никаких. Можно было сесть на вечерний поезд и утром оказаться уже в Воркуте. Но я решил не спешить, переночевал в гостинице около вокзала и утром поехал на пригородном поезде в Инту.


Инта знаменита своей башней, которую проектировал шведский архитектор, сидевший в лагере в 50-е годы.


Про то, как я глупо потерял возможность уехать в Воркуту на рабочем поезде, уже рассказывал. Зато увидел местный рок-фестиваль! Рок-фестиваль в далёком райцентре Коми - это сильно!


На следующее утро уже приехал-таки в Воркуту. На подъезде начинается настоящая тундра!


Воркута - город впечатляющий много чем. Сталинская архитектура, разруха, упадок, сохранившиеся советские артефакты.


Город, похоже, вообще почти не изменился с советского времени. Новых зданий нет, старые почти не ремонтируются, а благоустройство улиц и дворов - вообще вещь тут немыслимая. В лучшем случае, они убостроены так, как это делали в советское время, в большинстве же случаев дворы являют собой пустыри.


Вокруг Воркуты есть так называемое, "Воркутинское кольцо" - цепь пришахтных посёлков и самих шахт. Некоторые из них закрыты и выселены, в некоторых ещё теплится жизнь. Выглядит всё одинаково депрессивно. Множество брошенных домов.




На следующий день, направился в Лабытнанги, новый регион - Ямало-Ненецкий автономный округ.
Поезд №653/654 "Воркута - Лабытнанги". Подъезжаем к Полярному Уралу.


Как я уже писал, основной контингент этого поезда - немного местных жителей, туристы и нефтяники


К вечеру приезжаем в Лабытнанги. Благополучность региона можно оценить уже сразу по вокзалу, который обслуживает лишь два поезда в день


Переправа через Обь




И очередной шок. Свежий сияющий новизной Салехард


Город находится недалеко от Воркуты но по сути является полной его противоположностью. По моим оценкам нового жилого фонда тут от 40 до 60%.


Сделаны парки, скверы, аллеи. Создан огромный парк победы и воинской славы. Я предполагал, что Салехард выглядит более-менее прилично, но не мог представить, чтобы прямо настолько. Фактически это второй Сочи. Только на Полярном круге.


Съездил в деревню Горнокнязевск на берегу Оби.


Для исследования Салехарда человек, у которого я останавливался, дал мне свой велосипед (спасибо ему за это!). Катался два дня, объехал весь город.


Кстати, снят он на фоне небольшого сохранившегося участка 501-й стройки!


Ну пора бы и двигаться назад! На обратном пути я осмотрел сами Лабытнанги. Городок выглядит поскромнее Салехарда, но в целом тоже неплохо.


А вот это газпромовский поезд на станции Обская (в черте Лабытнангов). Тут я бегал искал место посадки на РЖД-шный поезд.


Вот и оно (и сам поезд "Л-и - Воркута")


На обратном пути погода совсем испортилось - полил дождь, сопровождаемый промозглым ветром.


Захотелось срочно эвакуироваться на юг. Благо это и планировалось уже сделать. Доехал на местном поезде до станции Сейда, где сел на поезд "Воркута - Москва".


На нём ехал сутки.


Здесь я покинул поезд



Мне оставалось лишь заехать в Плесецк, где клубом КТП проводилась покатушка на мотрисе по ведомственной ж.д. линии "Североонежск - Янгоры".


Покатушка прошла отменно.


Вот и всё. В Плесецке я вместе с некоторыми другими участниками покатушки сел в поезд "Архангельск-Москва" и направился домой. Мне повезло, утром мой вагон стал последним, можно было снимать виды "из кабины машиниста" :)


мост через Волгу


Отчёты по конкретным местам вскоре последуют.



Tags: Коми, Ненецкий Автономный Округ, Путешествия, Север, Ямало-Ненецкий Автономный Округ
Subscribe

promo griphon февраль 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments