?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Феномен русского шансона
griphon
"Магадан. значит опять домой". "Какая осень в лагерях".
"Пацаны на зоне срок мотают как же им не сладко, боже мой, если даже птицы облетают лагерное небо стороной".
"Владимирский централ ветер северный, этапом из Твери зла немерено, лежит на сердце тяжкий груз"...


Из дорожного разговора с работником транспортной компании:

Мне регулярно приходится ездить далеко с дальнобойщиками. И когда далеко ехать далеко, это просто для меня пытка. Как они включают свой шансон, так и не знаю куда деваться. Я этого не понимаю. Спрашиваю его: "Ты что, сидел что ли?". "Нет, не сидел". "У тебя из родственников кто-то сидел может быть?". "Да нет, никого". "Тогда чего тебе так эта тема нравится". "Да сам не знаю.". Вот я и думаю, может быть это в генах отложилось со времён сталинских репрессий? По-другому я не знаю как это объяснить.

Все мы не один раз слышали процитированные песни, исполняемые в большинстве случаев охрипшими совершенно немелодичными голосами. Часто даже любим над этим явлением поглумиться. Но всё же хочется понять, откуда произрастают его корни. Почему в России так повсеместно популярна настолько мрачная, депрессивная и отвратительная тематика? Ни в одной другой стране же такого нет. Ездил год по Латинской Америке, и на свою беду научился понимать тексты :)) Там как раз традиционно 95% того, что играет вокруг - всякие сопли о любви и разбитых чувствах (так, что слово "корасон" я просто-таки довольно быстро возненавидел) И это нормально, во всём мире про любовь поют и любят слушать про неё песни. Но такой культурный феномен, когда тема тюряги, всяких братков и воров является одной из самых популярных в народе, в чём то, пожалуй, даже уникален! И ведь что-то заставляет одних эти песни записывать, а других - покупать диски и слушать. Причём довольно многих - думаю каждый, кто автостопом много ездит, знают, что подобный репертуар звучит чуть ли не в каждой третьей машине (да и в маршрутках и кафе его тоже очень любят ставить).

К слову сказать, русский шансон-блатняк любят не меньше и в пост-советских странах: Украине, Грузии, Армении, Казахстане, Беларуси, возможно даже в Прибалтике. А вы как думаете, в чём причины сего явления?

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
Корнями уходит в народное творчество, песни каторжан с XVIII века по XX. В свое время Абрам Терц (который Андрей Синявский) эту тему вполне научно разрабатывал. Много в эту струю добавил Есенин в свое время, практически икона жалистного масскульта 20-30-х. Ну и легло на благодатную почву, страна-то полукаторжную жизнь вела вплоть до 90-х. Параллельно жил и развивался типичный воровской блатняк, корнями еще от мстерских коробейников-офеней, потом уже вся эта одесско-ростовская субкультура из него выросла. Серьезные поэты вроде Горбовского тоже к жанру прикладывались - больше по приколу, но талантливые вещицы народ быстро подхватывал. Ну и Танич, конечно, довершил - гениальный текстовик-песенник, сам сидевший, очень тонко прочувствовал струны народной души, фактически создав современный полублатной жанр, по недоразумению именуемый "шансоном". Всё вместе, и лубок, и блатняк, и суровую каторжную лирику правильнее объединять термином "песни неволи", у меня даже книжка такая есть, в Воркуте изданная. То, что слушают нынешние дальнобои - безусловно, ужасно, пошло, низкопробно и весьма далеко от лучших образцов жанра. Впрочем, не стал бы обольщаться и насчет абсолютного большинства прочего музла, котируемого казалось бы культурными и образованными людьми.

Вот! Именно что корнями уходит в дореволюционное прошлое.
Но многие почему-то заводят пластинку про лагеря и сидельцев - словно в дореволюционной России всё было благополучно, летали бабочки и паслись стада единорогов... Я не спорю, XX век внёс свою лепту, но и то, что он не был чем-то исключительным и ломающим давние тенденции - сказать не могу никак.

  • 1