?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Flag Наступны запіс
Феномен русского шансона
griphon
"Магадан. значит опять домой". "Какая осень в лагерях".
"Пацаны на зоне срок мотают как же им не сладко, боже мой, если даже птицы облетают лагерное небо стороной".
"Владимирский централ ветер северный, этапом из Твери зла немерено, лежит на сердце тяжкий груз"...


Из дорожного разговора с работником транспортной компании:

Мне регулярно приходится ездить далеко с дальнобойщиками. И когда далеко ехать далеко, это просто для меня пытка. Как они включают свой шансон, так и не знаю куда деваться. Я этого не понимаю. Спрашиваю его: "Ты что, сидел что ли?". "Нет, не сидел". "У тебя из родственников кто-то сидел может быть?". "Да нет, никого". "Тогда чего тебе так эта тема нравится". "Да сам не знаю.". Вот я и думаю, может быть это в генах отложилось со времён сталинских репрессий? По-другому я не знаю как это объяснить.

Все мы не один раз слышали процитированные песни, исполняемые в большинстве случаев охрипшими совершенно немелодичными голосами. Часто даже любим над этим явлением поглумиться. Но всё же хочется понять, откуда произрастают его корни. Почему в России так повсеместно популярна настолько мрачная, депрессивная и отвратительная тематика? Ни в одной другой стране же такого нет. Ездил год по Латинской Америке, и на свою беду научился понимать тексты :)) Там как раз традиционно 95% того, что играет вокруг - всякие сопли о любви и разбитых чувствах (так, что слово "корасон" я просто-таки довольно быстро возненавидел) И это нормально, во всём мире про любовь поют и любят слушать про неё песни. Но такой культурный феномен, когда тема тюряги, всяких братков и воров является одной из самых популярных в народе, в чём то, пожалуй, даже уникален! И ведь что-то заставляет одних эти песни записывать, а других - покупать диски и слушать. Причём довольно многих - думаю каждый, кто автостопом много ездит, знают, что подобный репертуар звучит чуть ли не в каждой третьей машине (да и в маршрутках и кафе его тоже очень любят ставить).

К слову сказать, русский шансон-блатняк любят не меньше и в пост-советских странах: Украине, Грузии, Армении, Казахстане, Беларуси, возможно даже в Прибалтике. А вы как думаете, в чём причины сего явления?

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

Угу, я все тоже размышлял на тему, когда стопом катался и пришел к выводу, что суть не в текстах, а в голосе и интонациях. Что-то вроде бывалого и спокойного отношения ко всему%)
ЗЫ В тему ЛА - "Tres Coronas" прикольные - песни суровых трущоб :)

Edited at 2014-04-02 19:54 (UTC)

Tres Coronas - это не Латинская Америка, это скорее чикано-музыка из гетто L.A. и NY

1. Близость "к народу".
2. Душевность, проникновенность, в примитивном смысле.

Вряд ли дальнобойщик имеет высокий культурный уровень, сопоставимый с московскими интеллигентами.
У русского народа всегда в ментальной матрице есть элемент сострадания к "сидящим", "мотающим", "страдающим". Имеются в виду, опять же, не интеллектуалы крупных столичных городов.

Ну вот я приводил пример, что на остальном земном шаре близкие к народу душевные проникновенные песни имеют всё же более жизнерадостную тематику. :)

Сам всё это проходил, но в итоге как-то с шансоном свыкся и сейчас отношусь к нему именно как к феномену, к "особенности", а не "недостатку". Знаешь, тоска в нём какая-то особенная, русская, он как-то вписывается в общую атмосферу долгих постсоветских дорог, такой органичный их саундтрек. Ещё какая-то такая наивность во всём это, простанародность, взгляд со дна. И мне кажется, тема тюрьмы тут вторична: это, как говорят те. кто шансон не слушают - "лишь художественное средство".

Но слушать его самому, по доброй воле - упаси Боже!

Знаешь, тоска в нём какая-то особенная, русская, он как-то вписывается в общую атмосферу долгих постсоветских дорог, такой органичный их саундтрек.

Вот-вот. Очень точно подметил!

Тюремная тема рано или поздно себя изживёт. Я думаю это отголоски ещё никуда не ушедшего прошлого, среди молодёжи такое входу разве что в особых изолированных группах, даже в деревнях и то скорей попсень нашу включат, а не тюремный шансон.

Ну не знаю не знаю. Я слышал шансон и у молодых ребят не раз.

дело в климате и отсутствии музыкальной составляющей в генах.
Посмотрите, например, на Скандинавию - это же кузница металла, чаще всего самого тяжелого и мрачного.
А у нас играть особо не умеют, поэтому выражают свои чувства и страдания так.

В ЛА солнце, маньяна, оптимизм :)

Ну это тоже не аргумент. Можно не уметь играть и петь бездарные песни о любви той же.
А в ЛА солнце далеко не везде. В Андах или Патагонии, например, тоже часто холодно и тоскливо :)) Оптимизма там тоже немного, но слушают и поют все равно про любовь.

Я думаю, это продукт сознательного и целенаправленного конструирования народной культуры (вокруг последних двух слов можно, по желанию, поставить кавычки). Кем - хороший вопрос.

по моему, ларчик просто открывается - по количеству сидящих в тюрьмах поздний СССР был на первом месте в мире (!) на душу населения. Нынешняя Россия - на втором месте в мире (после США). А в сталинские годы чуть не в каждой семье кто-то побывал ТАМ. Или хотя бы коллега, друг. Поэтому тема актуальная. Что вижу, о том пою.

Не знаю, скажу честно, как дело в США обстоит, но судя по первому месту в мире, должно быть тоже такой музыки много. О чем поют негры в своих гетто?

Негры рэп читают с хип-хопом :) Но тематика в общем схожая: банды, разборки, семеро на одно - не по понятиям... правда, у них акцент не на тюрьме, а на самих разборках и всякой бандюганской роскоши типа крутых тачек или горячих чикс. В общем, с поправкой на разницу темперамента и ментальности, хип-хоп и блатняк не так уж далеки друг от друга.

Не всё так страшно - в окрестностях Владивостока, помню, всю ночь ехала с клёвым драйвером большой машины (не фуры, но всё равно большой), который слушал, о радость, Scorpions :)

Исключения всегда есть. Но они только подтверждают правило.

Мерзкая особенность нашего низкокультурного простонародья. Отчасти связана с тем, что через тюрьмы и лагеря прошли очень многие.

Считаю, что у нормального человека всё, что связано с тюрьмой, должно вызывать отвращение.

Это настолько достало, что я считаю блатняк одной из национальных бед России.
Мы - неглупая нация, и такая "зараза" присутствует - досадно.

Но масштаб явления при автостопе всё-таки кажется выше, чем оно есть на самом деле.

Отмечу, что я нетерпимо отношусь также к татуировкам и другим "тюремным" явлениям. Любой носитель татуировки,
в моём восприятии - представитель низов. И этого гадкого явления в России намного меньше,
чем в США, где татуирован каждый второй - это порадовало!

Корнями уходит в народное творчество, песни каторжан с XVIII века по XX. В свое время Абрам Терц (который Андрей Синявский) эту тему вполне научно разрабатывал. Много в эту струю добавил Есенин в свое время, практически икона жалистного масскульта 20-30-х. Ну и легло на благодатную почву, страна-то полукаторжную жизнь вела вплоть до 90-х. Параллельно жил и развивался типичный воровской блатняк, корнями еще от мстерских коробейников-офеней, потом уже вся эта одесско-ростовская субкультура из него выросла. Серьезные поэты вроде Горбовского тоже к жанру прикладывались - больше по приколу, но талантливые вещицы народ быстро подхватывал. Ну и Танич, конечно, довершил - гениальный текстовик-песенник, сам сидевший, очень тонко прочувствовал струны народной души, фактически создав современный полублатной жанр, по недоразумению именуемый "шансоном". Всё вместе, и лубок, и блатняк, и суровую каторжную лирику правильнее объединять термином "песни неволи", у меня даже книжка такая есть, в Воркуте изданная. То, что слушают нынешние дальнобои - безусловно, ужасно, пошло, низкопробно и весьма далеко от лучших образцов жанра. Впрочем, не стал бы обольщаться и насчет абсолютного большинства прочего музла, котируемого казалось бы культурными и образованными людьми.

Вот! Именно что корнями уходит в дореволюционное прошлое.
Но многие почему-то заводят пластинку про лагеря и сидельцев - словно в дореволюционной России всё было благополучно, летали бабочки и паслись стада единорогов... Я не спорю, XX век внёс свою лепту, но и то, что он не был чем-то исключительным и ломающим давние тенденции - сказать не могу никак.

У американских дальнобоев эта тема тоже популярна :)
Выходцы из бывшего СССР слушают шансон, местные кантри, но с примерно такой же тематикой :)
У меня пара однокурсников колесит по дорогам америки...

Где-то было видио с фестиваля дальнобоев в LA - шансон прет в полный рост...

Зачем вы блатняк (шансон-блатняк) обозвали шансоном? Это всё равно, что картинные галереи с их обнаженной натурой занести в разряд порнографии.
Блатняк, наверное, современным людям заменяет жестокий романс. (Были же прежде люди, которые думали: почему в мещанских кругах так популярны романсы?)
А шансон (просто шансон) любят за то, что это душевная музыка.

Ну дело в том, что как раз под шансоном в России как раз вся эта блатная культура и понимается. Поэтому я и использую этот термин, т.к. все под ним примерно то самое и понимают. Хотя, конечно, изначально шансон, пришедший из Франции - совсем другое.

Ну а вот вполне классическая песня "Славное море - священный Байкал", которую в советские времени и по радио, и на концертах исполняли - ведь это же, по сути, тот же самый тюремный шансон.

А "Узник" Пушкина ("Сижу за решеткой в темнице сырой") - чем по содержанию не тюремный шансон?

То есть, получается, романтизация тюрьмы - это достаточно давний элемент русской культуры. Как, кстати, и пословица про суму и тюрьму.

Ещё "я помню тот ванинский порт".


Я считал, что это чисто советское явление, пока не услышал сербские песни, исполняемые на сербских вечеринках. Если оставить за скобками тюремную тематику, по стилю они похожи на т.н. "шансон", те же "рвущие душу" нарочито хриплые голоса под немудреную мелодию.

Так что, возможно, этот стиль исполнения древнее, чем кажется. У хорватов, кстати, музыка другая. А между сербами и русскими определенно существует очень давняя и не вполне понятная мне связь, учитывая значительную удаленность ареалов расселения наших народов..

Интересно насчёт сербов. Но вообще у них очень развитая музыкальная культура. Та же "Гуча", кустурицкие темы. Неужто подобное нашему шансону тоже есть?

Саундтрек поста


Тема очень глубокая. При Сталине больше сидело, а никто таких песен не пел в таком количестве.
Мне тоже кажется, что это та самая русская тоска. Безнадежная и беспощадная.

В нашей основной религии(православии) тема милосердия и сострадания - одна из ключевых. А в кабацких и народных песнях эта тема выражена неярко. Каждый работяга, дальнобой считает себя таким "героем за правду пацанскую" и очень верит, что его ждут "на свободе" и "верят, что он не виноват".

(Deleted comment)