Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Железная дорога "Новокузнецк - Абакан"
griphon
Находясь в Новокузнецке, я присмотрел себе поезд для того, чтобы ехать дальше в Абакан. Данный поезд, содержащий помимо всего прочего, и дешёвый общий вагон, был оптимальным вариантом попадания в столицу Хакассии. Однако смущало одно - поезд всю дорогу проходит ночью, а там по свидетельствам очевидцев, должны быть умопомрачительной красоты виды..
Решилось всё по ходу дела очень элегантно.




В данном случае, надо объяснить, что между двумя регионами проходит горный хребет Кузнецкого Алатау, через который отсутствуют автотрассы, а проложена лишь железная дорога, известная, как Южно-Сибирская магистраль. Чтобы проехать по автодороге из Новокузнецка в Абакан, необходимо совершить гигантский крюк через Красноярск, примерно в 1500 км. А по железной дороге расстояние составляет менее 400 км! Естественно, что все тут пользуются именно поездом.


Железная дорога пересекает хребет Кузнецкого Алатау, проходя по живописнейшим местам. Думаю, что это один из самых красивых железнодорожных участков России (в "пятёрку" войдёт точно). По-любому, по нему нужно проехать.
Но как быть? По маршруту ходит всего лишь один поезд в сутки, который проходит ночью, когда никаких красот не будет видно. Вариант проезда на электричках не складывался - копание в интернете показало, что регулярное ж.д. сообщение существует только до Междуреченска. Один пригород в день был обнаружен от станции Бискамжа, что уже в Хакассии, до Абакана, но в середине оставался участок, по которому не ходило ничего! Справедливости ради, прочесав внимательно, я обнаружил в последствии единственный электропоезд "Междуреченск - Бискамжа", но он уходил из Междуреченска в 7 часов (теоретически можно на него успеть, выехав на первой электричке из Новокузнецка, но это усложнено и попаданием рано на вокзал, плюс - часть времени все равно в темноте проезжается).

Как бы то ни было - я принял решение ехать в Междуреченск, а там пробовать уезжать т.н. "автостопом 2-го рода", то есть - на локомотивах. Известно, что в глухих краях (на БАМе, на воркутинской ветке), где нет дорог, это возможно. Таковой опыт у меня уже имелся. На Транссибе возможность такого уезда совсем маловероятна, а ЮжСиб я отнёс к "глухим" линиям.

Так, выехал 20-го сентября рано утром из Новокузнецка.


Около станции Мыски был обнаружен жёлтенький ведомственный


Город Междуреченск. Пару лет назад он мелькал в новостях в связи с трагедией на шахте Распадская, и последующим перекрытием автодороги и железной дороги. Говорят, в то время даже закрыли въезд в город, дабы не обострять ситуацию. Мне так и не удалось выяснить, было ли оно на самом деле так, местные выдают крайне противоречивую информацию.


Расписание автобуса, идущего на ту шахту



В Кемеровской области Междуреченск является эдаким "концом цивилизации". Здесь все автодороги заканчиваются, дальше начинаются горы, к ним ведут отдельные грунтовки в деревни, ну и ж.д. линия в Хакассию.

Мне же предстояло решить задачу уезда. Проблема была и в том, что приехал я туда в 10 утра, и в случае неуспеха варианта с локомотивами, мне бы пришлось куковать в нём 11 часов в ожидании пассажирского поезда. Этого очень не хотелось. В связи с чем я стал выяснять, где же тусуются уезжающие в Хакассию поезда.


Весь Междуреченск, зажатый сопками, вытянулся вдоль железной дороги. Всего в черте города три станции: Междуреченск (основной ж.д. вокзал),


Локомотивное депо и Междуреченск-город (это станция в старом не самом приятном квартале города, здесь находится конечная станция электрички из НКЗ и она является тупиком. На восток с неё поезда уехать не могут, они проходят по линии в паре десятков метро рядом). Около последней, кстати, заканчивается Западно-Сибирская железная дорога и начинается Красноярская.






Я доехал до самого конца, чтобы получше исследовать местность, и направился пешком вдоль рельсов назад, к главному вокзалу. По пути встретилась красивая церковь.


В итоге я выяснил, что поезда на восток формируются как раз у главного вокзала. Однако, придя туда, я вспомнил все невзогды желающего уехать локостопом. Самая большая проблема состоит в том, что в отличии от обычного автостопа - это нелегально. Перевозка пассажиров в локомотивах запрещена инструкцией по безопасности, и машинисты, беря попутчиков, делают это на свой страх и риск. Но намного большая проблема - это ВОХРа. Которая присутствует неизменно на вокзалах и, как правило, препятствует проникновению посторонних в грузовые составы. Конечно, если просто ходил по путям, доказать ничего нельзя, но шатающийся в течении долгого времени человек с большим рюкзаком туда-сюда вызовет подозрение у любого охранника, и, как минимум, вынос мозга обеспечен. А не шататься невозможно - иначе как узнаешь, что нужный состав готов к отправке?

От одного машиниста я получил отказ и вернулся на вокзал. Несмотря на то, что некоторое количество людей на вокзале было, он в целом был не очень населён. В ближайшее время не ожидалось ни поездов, ни электричек. ВОХРа же присутствовала в немалых дозах как внутри вокзала, так и на платформах. И, несмотря на то, что ко мне никто претензий не предъявлял, чувствовал я себя крайне неуютно, потому что на меня уже некоторые из них начали с подозрением поглядывать. Решил на время покинуть вокзал и пройтись по городу. Который оказался вполне прилично выглядящим.




Стали закрадываться мысли "а может ну его, вернуться в НКЗ и оттуда на поезде вечером". С этими мыслями я поел, оказался около станции "Локомотивное депо". Там моё внимание привлекла троица людей на платформе, стоящих с сумками. "Что они тут делают?", подумалось мне: "Ведь электричка в Новокузнецк будет только в 4-5 часов вечера, а сейчас - около часа". "Может быть..

- Здравствуйте. Скажите, вы какой-то поезд ждёте?
- Да, ждём. До Тебы.
- А это в Новокузнецк?
- Нет, в противоположную сторону.
- ????!!!!
- Рабочий поезд скоро придёт, идёт до Бискамжи.

Не может быть! Бискамжа - уже глубокая Хакассия, если там оказаться, то и до Абакана можно будет уже сегодня вечером добраться.
- А я могу на этом поезде проехать? Или он только для рабочих.
- Да конечно сможешь. Садишься и едешь, все на нём едут.


Ура! Ура! Нафиг выматывающий нервы локостоп, лучше уж поеду на рабочем поезде, это не менее интересно. Строго говоря, у меня о чём-то подобном были мысли, ведь по приезду на станцию Междуреченск-Город, я увидел проезжающим со стороны Хакассии мимо меня вот такое чудо:


Две сцепленные головы кругломордой электрички. Сразу тогда у меня закралась надежда на то, что может быть оно пойдёт обратно, и я смогу на нём поехать. Так и произошло. Это и был рабочий поезд, отправляющийся утром из Бискамжи, и возвращающийся туда во второй половине дня.



Поезд, правда, пришлось подождать. За это время мимо нас проехал агитационный поезд ЛДПР! Вот бы прикольно было в него вписаться, проехать в купе вместе с Владимиром Вольфовичем :))) А я ещё очень удивился, когда по громкой связи объявили: "На Абакан отправляется пассажирский". Какой пассажирский в это время, ведь единственный пассажирский проходит ночью в обе стороны.
Постепенно народ стал подтягиваться к платформе. Поезд очень популярен у местных, т.к. является единственным способом сообщения в бездорожной местности.


Поезд забился под завязку и тронулся. Первая станция, находящаяся также в черте Междуреченска, но принадлежащая Красноярской ж.д. Городская.


В поезде выяснилось, что идёт он даже дальше Бискамжи, до посёлка Бирикчул. Оттуда уже должна идти хорошая асфальтовая дорога до Абакана. Билет дотуда обошёлся в 180 рублей.


В общем едем! За окном начинают вырастать горы. До чего приятно увидеть горы после недели езды по равнинам.


Первая станция с долгой стоянкой. Бельсу.


Дорога, кстати, везде двухпутна и электрифицирована. На небольших участках случаются однопутки.




Станция Теба и одноимённый посёлок рядом. Самая глухомань Кемеровской области.











Кстати, одна из половинок рабочего поезда перегорожена наполовину и не содержит сидений. Эта часть предназначается для инструментов рабочих.


Во второй половинке вагона - обычные сидения.


Другой вагон - полноценный пассажирский. Здесь царит атмосфера обычного пригородного поезда. Много железнодорожных рабочих, много лесорубов, в общем - простой пролетарский люд.





Полустанок Борисовка.


Станция Лужба. Последняя станция в Кемеровской области.




Народ стабильно вываливает покурить


О.П. Топчул.


Красоты!






В какой-то момент мы въезжаем в Хакасию.




Первая хакасская станция Чарыш.




Станция Балыксу. Здесь сошла большая часть пассажиров. Постепенно в вагоне образовываются граждане с раскосыми глазами - коренное население этих мест, хакасы.








Коренное население




После Балыксу поезд становится совсем пустым


Ещё полустанки.




Скалистые горы с осенней тайгой




И вот она, станция Бискамжа. Поезд идёт дальше, но здесь - получасовая стоянка.









Дело потихоньку идёт к закату


Дальше поезд пошёл в сумерках, и через час прибыл на станцию Бирикчул. Было 9 вечера, до Абакана остаётся где-то 140 км. Никакого транспорта уже в это время не ожидалось. Ночевать в мелком посёлке было негде, поэтому идти на трассу - единственный и самый оптимальный выход. Холод был просто-таки собачий. Но я всё же уехал достаточно быстро, и на двух машинах к полуночи добрался до Абакана.


После Бирикчула горы стремительно заканчиваются, местность переходит в степь. Вид железной дороги в степи тоже кардинально меняется.


На станции Бискамжа была обнаружена вот такая поезд-лавка.


Но, к сожалению, она стояла слишком далеко от платформ, чтобы я рисковал пойти её снять (был страх ухода поезда). Какое же было моё счастье, когда я её встретил впоследствии.


Ну и конечный пункт маршрута. Станция Абакан.


Таким образом, я ни разу не пожалел, что отказался от ночного поезда. Эта линия явно стоит того, чтобы по ней проехать днём. Кстати, в обратном направлении она нормально проезжается обычными электричками за световой день. Так что, рекомендую!


Если же вы захотите ехать тем же направлением, что и я - расписание рабочего поезда в середине рассказа. Имейте в виду, что в Междуреченске на него можно сесть ТОЛЬКО на станции Локомотивное депо! Но то есть, конечно, он останавливается и на станциях на востоке города: Городская и Карай. Но главное, что на вокзал Междуреченска он не заезжает, равно как и на на станцию Междуреченск-город .





прома griphon февраль 5, 2016 18:12 26
Набыць за 20 жэтонаў
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

Тяни-толкаи электрические порадовали! :)
Уже забыл о существовании таких.

Да в общем то это по конструкции обычные электрички, из которых выкинули все промежуточные вагоны.

Проезд платный и даже выдаётся билет? Интересно, как он выглядит?

То же самое (на лето 2013 г.) имелось на тех участках, где пригородное движение отменили полностью:
Мариинск - Боготол, Белово - Курундус, Белово - Топки.

А на этом участке ежедневно в ходу и обычная электричка:
http://rasp.yandex.ru/thread/6601A_9608843_g13_af

Примечательно, что двухвагонная электричка - это местная переделка, в которой официально,
при 6000-й нумерации, пассажиров возить нельзя.

Касаемо билета, вообще очень забавно. В качестве билета выдают стандартный автобусный рулон с надписью "автобус".

Круто, чо. Повезло тебе :)

Здорово! Я проезжал этот участок в 2008м году ночным поездом Новокузнецк -Абакан. Что удивило, приехал я в Новокузнецк поездом Караганда-Новокузнецк, сев в него в Барнауле, так половина пассажиров с моего вагона оказалась в поездке в Новокузнецк - Абакан )

Прикольно. Популярный, значит маршрут.

Очень красиво и по-сибирски сурово!
Слушай, а ты это снимал тем "карманным" фотиком, с которым на железку ходили? Очень мне нравятся эти кадры.

Да, именно им. Зеркалка с собой была, но её было бы крайне неудобно доставать.

Да, очень интересно. Я только на ночном поезде Абакан-Новокузнецк там проезжал.

Нереально красивые места (давно хочу проехать там, по Абакан-Тайшет, и по БАМу). Особенно прикалывают двухвагонные электрички. Насколько я понимаю, это нештатные переделки?

Ну служебный ПС часто нештатно переделывается. Впрочем, эти, думаю изготовлены изначально были такими под те задачи, которые выполняют.

Чумовая поездка! Спасибо, что поделились!

Просто бесподобно :)

На подобной рабочей электричке я ехал от Ботогола до Мариинска, где на меня пытались наехать железнодорожники, типа, это их поезд. А я, блеять, виноват, что обыкновенную "собаку" там отменили пидорасы-якунинцы? Кроме меня по ходу садились и другие нежелезнодорожники, например, бабки с узелками.

Когда это было?


В мае 2013 проехал в ней трижды (!)
В репортаже http://n05.narod.ru/poezdka2013kch.html этот факт почти не упоминал,
но есть слухи, что именно из-за меня доступ в неё ужесточили.

Кстати, там на май 2013 проезд был бесплатным для всех.


В поезде Бузулук - Новоперелюбская (бывший пригородный, объявленный рабочим)
собирали по 270 рублей, никаких билетов не выдавая.

?

Log in

No account? Create an account