?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Наступны запіс
Осенняя Сибирь и Монголия
griphon
Покончив с сортировкой обильных фотоматериалов, могу, наконец, поведать о моём осеннем путешествии по восточным краям нашей Родины.



Во течении года жизни в Латинской Америке, взрастилась не только ностальгия по дому, но и также ностальгия и по путешествиям по нашей необъятной стране. Что сказать, Россию я всегда любил, и всегда мне по ней ездить было не менее интересно, чем где-либо ещё. До сих пор вспоминаю, как мы, гуляя у подножия эквадорских вулканов, по чилийской пустыне, и боливийскому солончаку, мечтательно строили планы о том, как мы вернёмся домой и поедем летом в Сибирь, на Байкал :) Где такие милые сердцу названия, как Слюдянка, Ольхон, Баргузин, Таксимо и Новая Чара, а природа дикая и естественная, без всяких гидов, дорожек, нац.парков со сборами, доставших нас на тот момент хуже горькой редьки.

Но так сложились обстоятельства, что в итоге ехать мне пришлось одному (хотя в итоге мы встретились в самом конце как раз вблизи Байкала, в городе Иркутск). Я же, строя маршрут один, решил сделать упор преимущественно на "белые пятна", коих на тот момент у меня в Сибири осталось предостаточно. Ими были Томск (в который я всё же не заехал), Алтай (тоже на другой раз), Кузбасс, Хакасия, Тува. Конечно, много чего ещё непосещённого есть как в западной, так и восточной Сибири, но маршрут я решил строить именно через три последних региона. Ну и раз уж так выходило, подумал, что не плохо бы было присоединить к маршруту Монголию, которую я в общем то мечтал давно посетить, и в которую можно заехать через Туву. Вышло всё следующим образом.

Старт ночью 13 сентября на ... Белорусском вокзале. Из всех поездов, идущих в Сибирь, я выбрал самый интересный и самый дешёвый - "Минск - Новосибирск". 3333 рубля. Очень непривычно было уезжать с вокзала, откуда всю жизнь уезжал на запад в Беларусь или дальше (ну было один раз на север, правда). Добираться до вокзала пришлось частично пешком, частично - на недавного введённом ночном транспорте (а именно - троллейбусе Б), таким образом я для себя открыл и его.


Поезд белорусского формирования, мне достался могилёвский вагон.


Два дня в пути (о которых ещё расскажу отдельно), и я прибыл в третий город страны - Новосибирск.


В Новосибирске я был в 2007 году, мне он тогда не понравился, сейчас отношение не изменилось. На следующий день я выдвинулся в Кемерово - столицу промышленного края Кузбасса.


Кемерово - уже совсем другая атмосфера. Это крупный промышленный город, где значительная часть населения работает на производстве (в то время как Новосиб - традиционный город-офис). Кузбасс - вообще занятная местность, тут стоит побольше времени провести, проехать маленькие промышленные городки. Однако сразу предупреждаю: это развлечение - сильно на любителя. Даже на меня, в целом интересующегося такими местами, окружающая действительность начала со временем давить и угнетать. Ведь после Кемерово я сразу отправился в самый крупный город Кузбасса - Новокузнецк.


Новокузнецк - ещё более впечатляющий индустриальный гигант. Есть города с заводами-градообразующими предприятиями. Но такого, чтобы заводы окружали город практически по периметру со всех сторон, я ещё не видел.


Рядом с Новокузнецком есть город Осинники. Небольшой, но тоже промышленный. Осинники известны среди транспортных фанатов, как город с одним из самых фотогеничных трамваев в России. Кроме того, в нём ещё сохранилось немного РВЗ-6. Естественно, я не мог не заехать туда.


Дальше я поехал в Абакан. Изначально был план добраться до него на ночном поезде с целью сэкономить время (в поезде есть даже общий вагон). Но потом я от этой идеи отказался и правильно сделал. Чудом попавшийся мне рабочий поезд, на котором я в полной мере насладился красотой ж.д. магистрали "Новокузнецк - Абакан".


По дороге проехал город Междуреченск, известный трагическими событиями, прошедшими несколько лет назад.


Попалось даже расписание автобуса на ту самую шахту, где произошёл обвал.


Абакан - городок на берегу Енисея, столица Хакасии, ничем особо не примечательный, но тихий и спокойный.


Основной целью в тех краях был посёлок Черёмушки, где находится знаменитая Саяно-Шушенская ГЭС.


Но посмотреть я хотел не сколько саму ГЭС, сколько трамвайную линию между ней и посёлком. Если в Осинниках трамвай один из самых красивых в России, то этот - самый! Кроме того, линия уникальна множеством других параметров - здесь работают двусторонние вагоны, посёлок Черёмушки - самый маленький населённый пункт в России, где есть трамвай, и кроме того, он бесплатный!


К сожалению, я приехал в воскресенье, а трамвай работает только в будни. Но меня так потрясла местная природа, что я даже с радостью смирился с мыслью, что придётся сюда приезжать ещё раз на следующий день. В Черёмушках очень хорошо и приятно. И мне очень повезло с погодой - оба дня светило солнышко, а окружающие сопки уже покрылись к тому моменту первым снежком.




Настало время двигаться дальше. Впереди была угрожающая Тыва, которой запугивал меня каждый второй. По совету pan_sapunov я двинул туда через более длинную дорогу через Абазу и Ак-Довурак. По прямой трассе я добрался, конечно бы, быстрее. Но целью был также и пусть и краткий но осмотр хакасской и тувинской глубинок. Хотя, говорят, трасса через Ергаки, тоже очень хороша.


На первый день я только доехал до последнего хакасского села Он. У меня была припасена палатка, но водитель Андрей из Абазы, подвозивший меня, позвал к себе в гости на дачу в этом самом селе. Температура ночью тут уже опускается ниже нуля, и хоть у меня есть тёплый спальник Алексика, выдерживающий до -15 С(судя по тому, что написано на чехле), Андрей посчитал, что мне в палатке не будет комфортно. В итоге, он оказался интереснейшим собеседником, с которым можно пообщаться на различные темы об обустройстве мира, всяких глобальных тенденциях, литературе и обо всём остальном, о чём не так уж и часто доводится поговорить в путешествии. Андрей сильно интересуется эзотерикой, читает по ней много книг и хорошо ориентируется в данной области, однако при этом со знакомыми спокойно говорит на обыденные темы типа рыбалки, машин и т.д. Вот такой многогранный человек.


Дальше дорога поднимается в живописнейший перевал, ставший от выпавшего местами снега ещё более живописнейшим.








И вот она, Тыва! Первый посёлок Кызыл-Мажалык, пригород Ак-Довурака.


Первые ощущения, что попал куда-то в другую страну. Пусть СНГ-шную, где все понимают по-русски и могут говорить. Но всё же, не Россия.


К вечеру я доехал почти до Кызыла. Единственная имевшаяся вписка сорвалась, и я уж был настроен идти в гостиницу. Но поскольку высадили меня перед Кызылом на объездной, а время было уже позднее, я подумал, что не поставить ли мне лучше палатку тут в чистом поле, вместо того, чтобы тратить кучу денег на такси, искать его, а потом ещё столько же тратить на гостиницу. В итоге я всё же поставил палатку, но сомнения терзали меня постоянно - наслушавшись про опасность тувинцев, особенно пьяных, я напрягался на тему того, что они вдруг палатку мою найдут. С одной стороны, пустое поле, населёнки рядом не видно, да и за пару часов ходьбы никто мне там и не встретился, ну и вообще, что ночью наткнётся кто-то на палатку, вероятность крайне низкая, ещё ниже то, что этот кто-то будет плохой. С другой стороны - всё же близко город, кругом степь, не спрячешься, да и со стороны реки слышались голоса отдыхающей компании (правда, преимущественно, женские).


Переночевав, просыпаясь постоянно от каждого подозрительного шороха, я отправился в город, где заселился в гостиницу Монгулек. Где убедился, что, несмотря ни на что, идея с палаткой была всё же правильной. 1000 рублей за тот гадюшник, в который за них поселяют, с обшарпаными стенами, рваными грязными простынями, подтекающим туалетом, и душем на этаже, вечно закрытым дежурной на ключ, можно отдавать только в исключительных случаях. За хорошие условия мне бы не было жалко их отдать, но тут на вторую ночь я не бы хотел оставаться.


Кызыл


Настало время ехать в Монголию. Туда ведёт две основных дороги - через Эрзин напрямую в Улан-Батор, и немножко назад к юго-западу, в посёлок Улан-Гом. Я решил выбрать вторую, посчитав, что из посёлка-регионального центра мне будет уехать в УБ проще, чем из непонятно откуда, где даже не на всех картах нарисована дорога. Как известно, надо всегда двигаться там, где проходят максимальные потоки, пусть даже это и больше по расстоянию.


Автостопом мне снова ехать по Тыве не хотелось (слишком уж утомительно каждому объяснять что это, зачем это). Раньше в Улан-Гом ходил из Кызыла автобус раз в неделю, но те светлые времена давно прошли (да и все равно бы я на него не попал). Автобусов нет уже и по самой Тыве. Выяснил, что ехать надо до посёлка Хандагайты на такси-коллективо, где переходить самостоятельно границу, после чего ехать на другом такси до Улан-Гома. Примерно так я и поступил.


Граница крайне малолюдна. Прямо на ней я познакомился с приятной семьёй тувинцев, предложивших мне поехать с ними до Улан-Гома. Я, естественно, согласился.


И вот, она Монголия!




Первый посёлок Улан-Гом уже впечатлил сильно.


Автостопом по Монголии ехать можно, но очень медленно - 200-300 км в день. До УБ - 1500 км, ехать, значит, около 5 дней. Столько времени тратить я себе позволить не мог, решил поехать на автобусе. То есть это мне, можно сказать, повезло, что был автобус. Обычно междугородние перевозки осуществляются уазиками, или, что ещё хуже, китайскими минибусами. У меня же два дня дороги прошли вот в таком агрегате.


Два дня круглосуточной тряски по ухам, и вот, наконец, Улан-Батор! Город довольно безликий с одной стороны. С другой, довольно занятный, причём настолько, что я в нём провёл целых три дня, и еле успел всё посмотреть.




Обкатал монгольские железные дороги - поехал на поезде во второй по величине монгольский город - Эрдэнэт.


Эрдэнэт - совсем небольшой и молодой город, построенный всего 30 лет назад советскими специалистами. Город отдаёт той свежестью, что Братск, Тында, Комсомольск - посреди ничего стоят многоэтажки.


Город вырос на базе горно-обогатительного комбината, где получают из добываемой руды медь и молибден. Благодаря моему вписывателю Батику, работающему в полиции Эрдэнэта, мне довелось попасть на рудник. Очень завораживающее зрелище.


Настало время ехать в Россию. На двух поездах с пересадкой в Дархане среди ночи, я поехал в Сухэбатор, находящийся на границе с Россией. Когда я вышел из первого поезда в Дархане, с ужасом обнаружил, что вовсю идёт снег, а вся платформа покрыта слоем мокрой жижи. Утром в приграничном посёлке Алтанбулаг все окрестности были белые.


Через границу, как оказалось, нельзя перейти пешком. Я вписался в машину к монголам-челночникам, сначала к одним, а потом меня позвали к себе другие. Монголы сперва желали денег за перевозку через границу, однако потом согласились и так. Однако мне пришлось взять на себя часть их товара. Российская пограничница выпала в осадок от моего паспорта, полного латиноамериканских штампов и виз, понесла его показывать начальнику смены, сказав мне ждать в машине. Начальник смены сам к нам пришёл с ним, и стал меня расспрашивать, чего это я столько езжу. Но в целом они были вполне дружелюбными, посоветовали ехать в Наушки на поезд.

Родина встретила меня, как часто это бывает, тем, что обычно попадает в рубрику "Не вырубишь топором"..


Сразу за границей находится бурятский город Кяхта. Оказавшаяся ещё более заснеженной


Я планировал изначально доехать до Улан-Удэ и дальше добираться на поезде до Иркутска. Очень хотелось проехать ту часть Транссиба, что идёт вдоль берега Байкала. Когда же стало ясно, что на поезд, проходящий эту часть в светлое время суток попасть никак не выйдет, я стал настраиваться уехать автостопом сразу в Иркутск. Так оно и вышло, сразу за Кяхтой мне остановились те первые монголы, что брали меня перед границей. Они и ехали в Иркутск, куда меня довезли к позднему вечеру.


Иркутск по иронии судьбы оказался единственным красивым городом в моём путешествии. Старинной архитектуры в нём не так много, как хотелось бы, но во всех предыдущих городах её фактически не было в принципе! И это при том, что путешествие моё проходило преимущественно по городам.


В Иркутске моё путешествие и закончилось. Я ещё съездил на денёк на Байкал прогуляться в районе Култука, а 9 октября вместе с прилетевшей туда же в командировку женой, улетел в Москву.

В общем, что сказать в итоге. Путешествие прошло успешно, скучать не приходилось, сильно мёрзнуть - тоже. Надо сказать, что яркость полученных впечатлений в этой поездке вполне сравнима с яркостью впечатлений от Латинской Америки. Что Сибирь, что Монголия - настоящие кладези для исследований. И пусть у нас нет специальных условий для туристов, пусть гостиницы задирают цены втридорога, а о киосках туристической информации с бесплатными картами в здравом уме никому не придёт в голову спросить. От этого наши города, наши леса, наши горы не перестают быть менее уникальными, а путешествия по ним - менее интересными.




promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

Прикольно=)
Но да, инфраструктуры для внутреннего туризма на родине, прям скажем, совсем нет, что, мягко говоря, не способствует его развитию. Куча народу, на самом деле, хотела бы по стране покататься, но отсутствие самых элементарных условий останавливает.
А консульство Монголии же в Кызыле есть? ну чтоб не переться в МСК за визой из того же Владивостока?

Элементарные условия всегда можно найти, вопрос лишь в цене и соотношении цены и качества. Хотя в туристических зонах типа Золотого кольца и Байкала постепенно идёт развитие.
Монгольское консульство в Кызыле есть, и вроде как очень легко выдаёт визы.

Я бы сказал - делают путешествия более интересными, потому что не ощущаешь себя потребителем готового продукта.
В Иркутске на самом деле старинной архитектуры очень много, может ты просто не там ходил?
Пейзажи Тувы напомнили, что тувинцы - ближайшие родственники киргизов.
В общем, очень красиво всё это. Ещё - мне показалось, или Монголия действительно достаточно зажиточная страна, на уровне Казахстана?

> Я бы сказал - делают путешествия более интересными, потому что не ощущаешь себя потребителем готового
> продукта.

Да, совершенно верно! С другой стороны, в той же Латинской Америке я постоянно шлялся по местам, куда массовый турист не показывает носу. И в таких местах тоже не ощущал себя таким потребителем :))

> В Иркутске на самом деле старинной архитектуры очень много, может ты просто не там ходил?

Я в общем то был уже ранее в нём два раза, поэтому особо досконально в этот раз по нему не ходил. Много - смотря с чем сравнивать. По сибирским меркам - да. А вот даже если сравнивать с облцентрами Европейской России, тут уже похуже ситуация. В любом случае, улиц со сложившимся архитектурным ансамблем там где-то 4-5 штук.

> Ещё - мне показалось, или Монголия действительно достаточно зажиточная страна, на уровне Казахстана?

Ну до уровня Казахстана будет далеко, думаю, но вообще откровенной бедноты и нищеты там нет. Людей в стране мало, а доходы позволяют худо-бедно обеспечить население.

Здорово все !.. А сколько денег ушло на круг? И еще . В двухдневном монгольском автобусе как решалось сантехническое? Методом - девочки направо -мальчики налево )))
Фото конечно глобальные - оценил точки съемки).. Мне, лично не хватает бытовухи )))

Без билетов туда-обратно ушло примерно 14 тыс. На билеты - ещё 13.

блин,я в восторге,прочел с неменьшим интересом чем про латинскую Америку.Класс.Давай теперь подробностей)

Рад, что есть ценители :)))

Очень интересное путешествие!

"На двух поездах с пересадкой в Дархане среди ночи, я поехал в находящийся на границе с Россией" - что именно?

Отличная поездка! Жалко только, что информации и фотографий для одного поста слишком много, глаза разбегаются. ))) Некоторые пейзажи ну очень красивые! В наших краях пока ни золотой осени, ни снега. Я недавно на золото охотилась, но улов был совсем небольшим...

А где ж Улан-Баторские троллейбусы?

Если фотки загрузишь и в альбом перейдёшь, их там полным-полно будет :) А подробно буду в соответствующем посте писать.

Только Новая Чара, а не Нижняя, поправь.
Да, Черемушки и Абакан - наша цель следующего года. Классно, очень понравилось!
Только вот автостоп я не люблю. Я планирую "развернутый" относительно твоего маршрут - перелет в Иркутск, дальше поездами Абакан плюс Черемушки, Красноярск, Новосибирск, Мск.
Сколько по времени идет из Абакана автобус до Черемушек?

Да, спасибо, с Чарой меня чего-то проглючило. Знал же, что Новая :)
Насчёт Иркутска - могу посоветовать поплыть на кораблике в Братск по Ангаре. Дороговато, но зато прикольно, и Братск - занятный город. А дальше можно через Тайшет и в Абакан поездами.
В Черёмушки прямые автобусы редко ходят, надо через Саяногорск ехать. До него где-то 1,5 часа от Абакана, и ещё минут сорок - час от Саяногорска до Черёмушек.

Интересное путешествие. В Тыву автостопом бы не сунулся. Мне хватило ее посещения на автомобиле.
Жалко, что не заглянули к нам в Томск.

Я очень хочу побывать в Томске, но решил отложить его посещение на другое время по некоторым причинам.

Очень интересное путешествие, особенно с того момента, как началась Монголия. Одна из тех стран, куда ну... блин, совершенно не лежит путь, хотя побывать хочется. Правда, ты, конечно силён - два с лишним дня трястись в убитом автобусе по монгольским грунтовкам в УБ :)

Спасибо. Ну у меня выбора другого не было. Там есть самолёт, но он дорогой, а у меня с деньгами не очень была обстановка. И кроме того, так бы я не увидел всех этих фантастических пейзажей, юрт. А оно многого стоит.

Главная кузница страны

Пользователь hoochecoocheman сослался на вашу запись в записи «Главная кузница страны» в контексте: [...] лжаем наше повествование про недавнее путешествие по Сибири [...]

Главная кузница страны

Пользователь pavel_ershov сослался на вашу запись в записи «Главная кузница страны» в контексте: [...] лжаем наше повествование про недавнее путешествие по Сибири [...]