Из Тывы попадаешь в одно из самых глухих мест Монголии. Самый "оживлённый" погранпереход "Хандагайты-Боршоо" находится недалеко от ПГТ Улан-Гом на самом северо-западе страны. При этом, если едешь в Улан-Батор, то выходит некоторый крюк. Но ничего не поделаешь - на других границах вероятность куда-либо уехать ещё меньше, так что если едешь не на своей машине, лучше переходить границу тут. На сайте mongol.su было написано про автобус, который ходит раз в неделю из Кызыла в Улан-Гом. Но ничего я про него на месте узнать не смог, судя по всему его уже отменили. Да и если бы не отменили - уходит из Кызыла он по средам, а я приехал туда в четверг.
Остаётся следующий путь: на коллективном такси в посёлок Хандагайты (600 рублей). Автобусы все по Туве некоторое время назад отменили, теперь добраться куда-либо можно на такси, в лучшем случае на газели. Таксист по просьбе может привезти прямо на погранзаставу. Работает граница с 9 до 18, воскресение - выходной!
На монгольской границе перед входом дежурила группа погранцов в форме, один из которых представился начальником погранзаставы. По-русски попросил меня взять какой-то тюбик с какими-то средствами, чтобы проверить, найдут ли его подчинённые: "Не, ты не бойся, никаких проблем не будет точно, я тебе гарантирую! Я же тут главный!". Когда я стал настойчиво отказываться, он сказал: "Ну тогда сейчас позвоню, скажу, чтобы тебя не пропускали.". Потом всё же отстал от меня.
На монгольской стороне по идее тоже бывают таксисты, чтобы ехать в Улан-Гом, но при мне их не было заметно. Однако мне повезло, в этот момент проезжала семья тувинцев, которая в итоге взяла и меня. Потом в итоге и вписали в Улан-Гоме у своей знакомой, спасибо им! Интересно, что от границы до города (80 км) ведёт отличная асфальтовая дорога. Я то думал, что за пределами УБ и трассы "Россия-Китай" асфальта не существует тут в принципе.
Улан-Гом - здоровый по меркам страны посёлок (4-5 тыс. жителей), есть несколько четырёхэтажек. В основном, правда, люди живут либо в частных домах, либо в юртах, огороженных участками. Юрты, к слову сказать, стоят повсюду - на одном участке их может быть две-три, на территории заводов, каких-то гаражей вы тоже найдёте юрты.
Настал вопрос попадания в Улан-Батор. Из Улан-Гома уходит 2-3 маршрутки в день туда. В основном это УАЗики, иногда бывают японские или немецкие минибусы. Но мне достался пазик. Идёт всё это двое суток - днём и ночью. Расстояние - 1500 км. Конечно было бы хорошо проехать хоть часть автостопом, чтобы более детально вникнуть в монгольскую жизнь. Но автостоп в Монголии по причине малого количества машин - один из худших в мире. Кроме того, что мало машин, нет дорог, а одни только направления, было непонятно, по какому из направлений вообще ехать надо в УБ. Вроде по карте указано одна главная дорога, а в итоге оказалось, что едут машины по другой. Автобусов или маршруток в соседние облцентры не существуют. Можно было проехать часть пути до другого облцентра на автобусе (Цэрцэрлэг), откуда устопиться. Просто помимо всего прочего, столько ехать в таких условиях реально тяжко. Но смысла не было - цена та же (70000 тугриков, или 1400 рублей). Так что поехал на пазике, и, думаю, не прогадал. В этот же пазик село двое американцев-евреев, которые ехали автостопом с соседнего с Улан-гомом облцентра Өлгий 4 суток.
Но тем не менее, Монголия - страна очень прикольная. Народ в целом приветливый, дружелюбный. В автобусе постоянно делятся бутербродами, печеньками. Периодически встречаются русскоговорящие монголы, в основном старшего возраста. Страна реально пустая и чистая - сотни тысяч квадратных километров нетронутой природы с пасущимися овцами, коровами, лошадьми, яками, верблюдами. То тут, то там попадаются лишь юрты. Мди, гуляй куда хочешь. А зато в Улан-Баторе - сплошные пробки.. Вот она снова, загадка человеческой природы.. Столько свободного места в стране - используй на полную! А все равно не хватает его тут...
Journal information