Буэносайресский железнодорожный узел - крупнейший в Латинской Америке. По объёмам движения с ним сравним только ж.д. узел Сан-Паулу, где пригородная ж.д. сеть образует единую сеть с метро. Если метро (Subte) обслуживает сам Буэнос-Айрес (столичный округ), то электрички вывозят всю агломерацию "Большой Буэнос-Айрес", которая по населению превышает в 3,5 раза сам БА.
Буэносайресские электрички - это больше, чем транспорт! Это свой целый мир, это неотъемлемая часть настоящей Аргентины. Этим самым они до безумного похожи на электрички подмосковные. В подмосковных электричках течёт вся жизнь, одна поездка на них само по себе уже целый спектакль и приключение в одном флаконе. И тут - совершенно аналогично.
Также, как и в подмосковных электричках вам будут всякие ларьки с хот-догами, палёными дисками и минералкой на платформах, торгаши всем подряд в ходе всей поездки, попрошайки, музыканты и другие разные весёлые ребята.
Ж.д. узел Буэнос-Айреса - фантастически интересный и уникальный заповедник для любого железнодорожного любителя. По разнообразию ВСЕГО ему нет равных. Тут нет единства ни в чём абсолютно. Одни линии электрифицированы - другие нет. Из электрифицированных одни имеют постоянный ток, другие - переменный. На части электрифицированных линий верхний токосъём, а на другой части - нижний. А уж сколько типов поездов вы увидите на территории аргентинской столицы...
Но самое главное. Вот известно же, что обычно в пределах одного региона железные дороги имеют одну ширину колеи. Так, например, в Европе почти везде колея шириной 1435 мм, а в бывшем СССР - 1524. Бывает, конечно, что одна из стран в регионе имеет свой тип колеи. Совсем редко бывает, чтобы внутри одной страны широко использовались две линии разной ширины.. Даже если это и есть, обычно оно бывает в разных частях страны.
Но Буэнос-Айрес превзошёл все возможные и мыслимые ограничения. В черте одного города используется 3 (три!!!) разных стандарта колеи!! Индийская (1676 мм), европейская (1435 мм) и узкоколейная (1000 мм). При этом линии умудряются как-то образовывать фактически единую сеть.
Интенсивность поездов очень высокая. Можете оценить по расписанию с одного из вокзалов.
Ну ладно, начнём более подробное знакомство с БА-шными собаками. Вот подробная схема для наглядного представления, где что лежит: http://www.urbanrail.net/am/buen/buenos_aires_suburban_rail_map.gif
В Буэнос-Айресе имеется пять вокзалов. Все они имеют пригородное движение, дальние поезда отходят только от трёх (ещё ходил пару лет назад от четвёртого, но уже нет его). Вокзалы БА, как и электрички, поразительно напоминают московские: огромные красивые здания начала прошлого века с чрезвычайно засраной местностью вокруг себя, и полные всяких мутных рыл, люмпенов и просто разных страннюков.
Самый крупный ж.д. вокзал города - Ретиро. Расположен на одноимённой площади, являющейся полноценным аналогом Площади Трёх вокзалов. Причём абсолютно по всем параметрам.

Внутренний зал.
Всё дело в том, что вокзал Ретиро состоит из трёх отдельных вокзалов, с каждого из которых отправляются электрички по отдельным линиям. Фактически это и есть полноценные "Три вокзала" как на Комсомольской площади. Правда, помимо железнодорожного, на Ретиро расположен ещё и автовокзал, главный и единственный в городе. Так что фактически их даже четыре.
Вот дебаркадер первой части вокзала Ретиро - эстасьон Митре
Кстати, особенность ж.д. узла в Буэнос-Айресе ещё и состоит в том, что каждый куст имеет своё название, как правило данное по одному из видных исторических деятелей Аргентины. Посмотрите на схему в обозначения, увидите названия: линия Митре, Белграно Сур, Рока, Сармьенто и т.д. С вокзалами названия кустов никак не связаны, думаю, что давались они, традиционно от балды. Т.е. это примерно, как если бы у нас Курское, Ленинградское и Савёловское направления назывались бы линия Свердлова, линия Кирова, линия Дзержинского соответственно.
Таким образом, от Ретиро отходят три независимых направления: Митре (самое крупное и разветвлённое), Сармьенто и Сан-Мартин. Также отсюда есть несколько дальних поездов: до Росарио, Кордобы и Тукумана со станции Митре и до Хунина (направление Мендосы) со станции Сан-Мартин. Впрочем, про поезда дальнего следования я уже подробно рассказывал.
Электрички на Митре вот такие. Обслуживаются конторой Trenes de Buenos Aires.
Токосъём - нижний (провод идёт под кожухом), колея 1676 мм, индийская, самая распространённая в Аргентине.
Станция Белграно.
Электрички от БА ходят не очень далеко - в среднем на 40-60 км. Дальше на некоторых направлениях можно пересесть на другие пригородные поезда (как правило, более редкие и неэлектрифицированные). От Ретиро по линии Митре можно доехать до станции Суарес, и пригорода Тигре, где расположена дельта Параны - любимое место отдыха буэносайресчан (портеньосов).



Отличие от подмосковных собак всё же имеется. Во-первых, тут нет массовой беготни от контролёров (по причине отсутствия самих контролёров). А во-вторых.. Раздолбано и засрано всё тут в десятки раз сильнее. На пути смотреть без содрогания невозможно, похоже, что должности "Путеец" не предусмотрено тут в принципе.

Людям пофиг на всё, шныряют туда-сюда по переезду перед самым носом у поезда..

(штука, на самом деле, поезд только что проехал, движение же левостороннее)
А, да. Движение, как и в метрополитене на всех направлениях левостороннее. Нужно привыкать с непривычки.


Особенностью всех электричек является наличие вагонов-скотовозов... Ну в смысле, таких вагонов без сидений абсолютно.
![]() |
Джерело: Буэнос-Айрес |
Вот он почти без людей

Видите крючки? Они сделаны для перевозки велосипедов. Таким образом, в каждом составе есть т.н. "веловагон".


Обычные вагоны в не самом лучшем состоянии...

Аутентичный переход

Станция Виктория

Станция Карупа

На второй линии (Белграно Норте), идущей от Ретиро, курсируют современные новые поезда. Но я там не ездил, фотографий не имею. А вот на третьей линии Сан-Мартин нет электрификации. Тут поезда тянет тепловоз. У нас такие используются обычно на манёврах.
Станция Девото.


Следующим по важности вокзал является Конститусьон. Если Ретиро - это Комсомольская площадь, то Конститусьон - это Курский вокзал. Красивое колониальное здание...
Но рядом с ним просто-таки феерический свинарник. Даже умудрились обогнать Ретиро.
Внутри есть табло с полной информацией
От Конститусьона начинается линия Рока. Несколько направлений, в т.ч. Эсейса с международным аэропортом (впрочем, электрички в аэропорт не идут) и Ла-Плата (куда линия неэлектрифицирована пока).
Единственный куст с верхним токосъёмом.
Электрички ещё более помойны и ужасны. А вообще, Конститусьон сам находится на юге города, и электрички с него идут в южные пригороды. А всё южное в БА считается отстойным и неблагополучным. По крайней мере здесь и карманников больше, и ездить по мозгам торговцы вам будут чаще.
Кстати, от Конститусьона также отходит несколько дальних поездов. В Мар-дель-Плату, Баия Бланку, Тандил. Ну про это мы уже говорили.
Специальные низкие платформы для поездов неэлектрифицированных линий.
Неэлектрифицированная станция Ла-Плата. Кстати, Ла-Плата - столица Буэносайресской области (куда входит всё, что расположено вокруг самого Буэнос-Айреса). Все равно, что если бы столицей Москвовской области был бы Подольск.
Тоже вокзал старинный, с дебаркадером. В данный момент, кстати, одна из линий в Ла-Плату электрифицируется.
Продолжение тут.
Пост в

Journal information