Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Category:

Где окажусь я за тысячу, где? В Вологде-где-где-где-где-где-где-где

Продолжаем описание впечатлений от увиденного после годового разрыва. Первая часть про Москву была тут, а сейчас будет провинция.

Ездил я на пару дней в Вологодскую и Костромскую области, главным образом, чтобы принять участие в покатушке на Монзенской ж.д., организованной А. Кротовым (a_krotov). Ну по дороге туда и обратно довелось понаблюдать, как изменилась за последние годы российская глубинка.



Надо сказать, одно из неприятнейших изменений за последнее время, это безумно высокие цены на транспорт. Помнится, путешествуя по Бразилии и Мексике, я постоянно ужасался тамошним ценам на автобусы, которые в пересчёте на нашу валюту составляют примерно 2,5 рубля/км. В Аргентине благодаря чёрному курсу меньше (1,8-2 руб./км), но тоже цены кусаются. "Как же хорошо, что у нас можно ездить не так дорого", думалось мне. По приезду выясняется, что уже нельзя - цены достигают тех же 2,5 рубля/км, а то и больше. Самый дешёвый плацкарт по маршруту "Москва - Вологда" стоит 1030 рублей (и его раскупают мгновенно), а самый дорогой - 1580... Это полный финиш, господа. Даже 1030 на 450 км это безумно много, но ведь скорее всего придётся платить больше. Чудом удалось поймать верхнее купе за 1280 рублей и порадоваться этому счастью! Помнится, плацкартный билет на поезд "Москва-Владивосток" стоил 4300 р. в 2009 году, а сейчас он стоит больше 11000. За 4 года цены на транспорт выросли в 2,5 раза.

При этом, качество перевозок расти так быстро не спешит явно. Так вот если раньше российские гостиницы славились ужаснейшими ценами с отвратным качеством, то теперь эта слава постепенно переходит к транспорту (в то время, как гостиничная сфера по многочисленным отзывам, наоборот, только улучшается).

Но, что ни говори, ехать по железной дороге в нашем поезде, да ещё в купейном вагоне - просто-таки счастье! За такое даже и 1280 рублей заплатить не жалко. Да, есть некоторые проблемы с кондиционерами, но все равно чувствуешь себя человеком: спишь лёжа на чистом белье, можешь сходить себе чаю сделать, поесть за столом, а не на коленках, нормально в туалет сходить. Можно и книжку почитать лёжа перед сном, а затем под убаюкивание колёс выспаться нормально. Это я всё к тому, настолько за последний год осточертели мне автобусы, даже самые комфортные из которых и рядом не стоят с поездами (спишь как бомж в одежде, не встанешь, не походишь, не разомнёшься - жди стоянку, чаю не попьёшь) и с каким удовольствием после оных можно ездить на наших поездах, которые за последнее время ещё и сильно обновились. Вспомнились и аргентинские поезда, доведённые до ручки.. У нас же и бухать в поездах запретили (что мне совсем сложно представить), что по идее должно уменьшить проблему неадекватных соседей-алкашей. Я достал пива попить в поезде, а соседи предупреждают: "Ты аккуратнее, а то и оштрафовать могут".

Вообще, ненавистный многим Pid сильно изменился в последнее время. В какую сторону однозначно сказать сложно, но явно не только в худшую. Во-первых сайт. Сколько ругали его за всякие глюки, а сейчас их и в помине нет. Покупка билетов стала удобнейшим процессом, таких удобных сайтов, как у РЖД, даже ни у одной авиаконторы не найдёшь. Чего стоят хотя бы запоминающиеся ранее вводимые станции, которые можно кликом выбрать. А сейчас и вернуть билет стало можно через сайт, чего раньше не было. Да и выбрать нужное место стало проще. Запилили английскую версию сайта про необходимость которой давно говорили - специально проверил, работает без ошибок. Могут же, когда хотят. Смотрю, что в стадии разработки и покупка билетов по интернету на электрички - будет очень хорошо, если такая возможность появится. Потом РЖД всё больше работает по принципу авиакомпаний: гибкие изменяющиеся в зависимости от времени покупки тарифы, акции-распродажи, бонусные кампании. В принципе, это хорошо всё, если такие нововведения позволят привлечь на поезда дополнительных пассажиров, будет только хорошо.


В тоже время и минусов, дохрена, если не сказать жёстче. Деградирует пригородное ж.д. сообщение просто-таки стремительно. Из той же Вологды были ещё недавно поезда аж до Коношы (Архангельская область), теперь только до Вожеги. Из Вологды в Череповец только три электрички в день, при том, что это два крупных города. Автобусы ходят чуть ли не каждый час. Кострома - Галич один поезд в день (автобусов 7-8). Вот хороший был закон в Германии, который запрещал пускать автобусы в места, куда есть ж.д., надо и у нас ввести, по-хорошему, такой же :)) А в вышеупомянутом галичском поезде было обнаружено вот такое объявление. Если учесть, что между Пищалкино и Сонково всего один перегон, то матных слов на них нет просто. Специально приватизировали железные дороги, устроили мутную схему с финансированием, чтобы потом вот таким образом вешать собак за отмену рейсов на кого попало..


Вообще, в России давно уже принято считать, что Москва люто-бешено развивается, а при этом регионы стремительно катятся в сраное говно. Это не совсем так. Последнее время регионы тоже худо-бедно тянутся к светлому и прекрасному, хотя в основном, конечно, облцентры. Дороги строятся и приводятся в порядок, тротуары облагораживаются, здания красятся и штукатурятся, всякие водопроводы ремонтируются. Та же Вологда выглядит уже давно вполне прилично и ухоженно, трэша и разрухи не обнаружено. В соседней Костроме с разрухой тоже как-то плохо.


На юге Вологды запилили громаднейшую современную детскую больницу. Внутри не был, но почему-то нет сомнения, что и там всё на высоком уровне организовано.


Вот всё ругают путинское окружение, что они воруют миллиарды, на которые можно построить всякие дороги-школы-больницы в регионах. Оказывается, всё ж таки строят новые больницы.


Хотя, конечно, вопрос ещё о том, сколько там персонал получает. И потом. такая больница уже есть в Вологде, но её скорее всего нет ни в Галиче, ни в Шексне, ни в Шахунье и других райцентрах. А там же тоже люди болеют. Да вообще, как это ни печально, райцентры изменились мало за последние годы, за редким исключением.




Ещё в Вологде, как в прогрессивном городе будущего, нарисовали велодорожку! Конечно никто её не соблюдает, ни пешеходы, ни редкие велосипедисты. Но красиво зато.


Кстати, и маршрутки в Вологде тоже хорошо прижучены. По городу ходят приличные троллейбусы и автобусы, а коммерческий транспорт представлен не очень многочисленными пазикоподобными автобусами. Похоже и в регионы постепенно приходит понимание того, что маршрутки - зло, и их надо выводить. Хотя в Костроме такое понимание ещё не пришло..


А если брать людей, то разница с московской публикой чувствуется очень сильно. Она проявляется и во всём - как люди одеваются, как причёсываются, как себя ведут, как и о чём общаются. В принципе оно и раньше так было, просто обращать внимание на подобные мелочи я стал лишь в последнее время (Кстати, на специфический костромской и вологодский говора тоже стал только сейчас обращать внимание). Очень бросился в глаза этот контраст вчера, когда я целый день перемещался по костромским городам, а поздно вечером сел в поезд метро на Калужской-Рижской линии, который был заполнен хорошо одетыми тусующимися хипстерами, ехавшими судя по всему из одного клуба в другой...


Тем не менее, маховик глобализации идёт семимильными шагами и проникает даже в такие уголки, как Монза. Пассажиры которой уже спокойно ездят в старом полутёмном вагоне с огромными ноутбуками (наблюдал лично). Раньше в таких местах что-либо дороже сотового телефона было просто страшно и неприлично доставать. В костромском пригородном поезде тоже был человек со здоровенным ноутом. Я уж не говорю про всякие айфоны, плеера, которые имеются у каждого второго.


Дороги. Какой бы она не была вечной российской бедой, но строятся они в гигантских просто количествах. Помню, 10 лет назад трасса на Ярославль была почти вся однополосная. Сейчас по две полосы в каждую стороны примерно на 70% дороги. На оставшихся 30 идёт заметное строительство, так что скоро вся она будет магистрального типа. Уже из Ярика в Москву можно домчать за 3 часа. Строится новая трасса на Питер, юг, и множество других. Хорошо это или плохо? Ну с первого взгляда, наверное хорошо - все же мечтают у нас о быстрых прямых и хороших дорогах. С другой стороны.. С учётом вышеупомянутого подорожания транспорта в 1,5 раза за последний год, в то время, как цена бензин подросла незначительно, приходится констатировать неутешительный вывод: идёт активная кампания по стимуляции пересаживания людей на автомобили. Последние становятся всё более и более доступными, особенно с учётом развившихся безмерно кредитов. Уже своя машина выходит дешевле, чем плацкартный вагон, даже если едешь вдвоём! А если поставить газовое оборудование, ехать, например, на Украину, или втроём-четвером, то разница становится космической. Особенно, учитывая то, что машина в большинстве случаев будет быстрее (с учётом развития дорог), и она создаёт кучу дополнительных удобств. Да я и сам думал о том, что самому больше ездить на своих колёсах, когда возникала необходимость покупать билет из какой-то Костромы на медленный поезд за тысячу рублей. А что уж говорить о других гражданах, менее идеологически выдержанных? И ко всему этому поездов становится меньше, пригородные отменяются, другие маршруты делаются менее удобными.. К чему это всё приведёт?



Тенденция очень печальная, правильным бы было, наоборот, стимулировать население больше ездить на поездах, сильнее дотируя пассажирские перевозки. Ладно, я заплачу 2000 рублей хотя бы из любви к искусству, чтобы проехать 700-800 км в уютном вагоне, а как быть жителям регионов, у которых зарплата 10-15 тыс.? Конечно, это стандартные общемировые процессы, которые в большинстве стран прошли несколько десятков лет назад. Может и хорошо для нас, что мы проходим их позже, учитывая все имеющиеся ошибки. Так уже имеющийся опыт других стран позволил нам пройти фазу автомобилизации намного быстрее, и без выпиливания всех трамваев и прочих рельсов, как это было в Европе, США, Китае, Бразилии и т.д. Трамваев и поездов стало меньше, но уже пришло понимание их надо сохранять и развивать, что в некоторых случаях и происходит. Нашей же железной же дороге повезло, что она была хорошо развита в советские годы, что ей даёт шанс всё же не загнуться в будущем.


Собственно, возвращаясь назад, я и решил воспользоваться персональным автотранспортом, учитывая, что билет на поезд "Кострома-Москва" стоит больше тысячи рублей, а ещё его ждать надо до позднего вечера и ещё ехать всю ночь. Благо автостоп в России замечательнейший. Так, выйдя на трассу в 7 вечера из Костромы, в 12:40 я уже входил на станцию метро "Проспект Мира". Не во многих странах в такое позднее время можно спокойно уехать на 350 км, успев до окончания работы общественного транспорта. В Латинской Америке даже 3 часа дня казалось настолько поздним временем, что лучше уже не ехать. А тут я даже и не нервничал относительно возможного неуезда - известно, что по российским трассам можно ехать круглосуточно.

Tags: Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo griphon february 5, 2016 18:12 36
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal