Чтобы дальнейшее повествование не изобиловало для вас непонятными названиями и обозначениями, сразу привожу схему:
Так вот, буэносайресское метро - очень необычное и интересное. Состоит, как видим, из шести линий, общая длина которых составляет 55 км. Есть ещё так называемое "Преметро", начинающееся с конечной станции линии Е, но по сути своей это обычный трамвай, речь о котором пойдёт в следующий раз. В системе нет ни одной наземной станции или участка. Даже депо все подземные кроме одного. При этом "подземность" весьма условная - большинство станций расположено непосредственно прямо под проезжей частью. На многих станциях в ожидании поезда можно видеть и слышать через вентилляционные отверстия, как сверху проезжают машины.
Вентиляционные окошки выходят прямо на проезжую часть, и в дождливую погоду пути обязательно заливает водой.
Лужи бывают и на платформах.
В организационном плане в системе метрополитена царит настоящий бардак. Одни линии с верхним токосъёмом, другие - с нижним. Чуть ли не на каждой линии эксплуатируются свои модели поездов. Вот только цитата из педивикии:
С 1980-х годов в метрополитене Буэнос-Айреса начали использовать вагоны Fiat Materfer аргентинского производства. Сначала они эксплуатировались на линии D, потом на линии Е, а в начале 1990-х их снова вернули на линию D. Сейчас эти машины используются на линиях D и А.
В 1995 году было закуплено 128 вагонов Mitsubishi для линии В
На линии С ездят вагоны, произведенные в японском городе Нагоя. До этого с 1930-х годов использовались немецкие вагоны Siemens / Orenstein & Koppel.
На линии Н используются вагоны Siemens
На линии D наряду с Fiat Materfer используют вагоны Alstom, которые изготавливают в городе Ла-Плата.
Самая "изюминка" БА-шного метро теперь, увы, не существует :( Это самые старые метровагоны в мире, они эксплуатируются с самого открытия метро.
Салон весь обит деревом.
Есть зеркала.
Можно реально почувствовать себя в музее, но эти вагоны реально ходили буквально пару месяцев назад на линии, причём их было довольно много. Нам повезло, мы какое-то время жили рядом с линией А, по которой они ходят, и пользовались ими регулярно.
Ощущения, что ты едешь в каком-то музейном экспонате, но в то же время - это обычный линейный поезд, на который попадаешь в 50% случаев при пользовании линией А.
Кабина машиниста занимает только половину ширины вагона, на остальной половине кресла. Можно самому сидя на них почувствовать себя машинистом.
Сама линия А, по которой ходили эти поезда, и есть самая старая линия, открытая в 1913 году. Начинается с самого-самого центра города (Plaza de Mayo - Майская площадь), идёт на восток. Первый участок был от Майской площади до конгресса, потом её продлили до вокзала Онсе, а затем ещё дальше.
Самая первая станция, расположенная практически под президентским дворцом на Майской площади. Так и называется - Plaza de Mayo. Тупики прямо на станциях.
Ещё из чудес - на этой же станции начинается .. разъезд. Вот да, прямо на станции, видимо служебная ветка на соседнюю линию.
Станция "Перу"
Есть две "односторонние" станции - Pasco и Alberdi. Расположены рядом - в 200-300 м, но интересны тем, что каждая имеет лишь одну платформу. Встречные поезда проносятся мимо.
Кстати, на линии А помимо названий ещё и указывается расстояние до центра (а точнее номера домов в окрестностях). Типичная южноамериканская традиция.
Современные (относительно) поезда, ходящие на пару со старичками. В принципе, они сами - старички (выпуск - 80-х годов). Но мы их очень не любили, всегда старались попасть на старый поезд.
А это выезд с линии в наземное депо. Вагоны идут вообще по проезжей части некоторое время.
Линия B. Идёт практически параллельно линии А с центра города на восток, где отходит к северу.
Поезда на линии B. Единственная линия с нижним токосъёмом.
Внутри продольные диванчики, как и в наших метропоездах.
Станции на линии B вообще никакие. Тёмные, невзрачные..
Так-то линия открыта в 30-е годы, с тех пор и существует. Интересно, что если посмотреть по карте, линии A и B не пересекаются. И реально, первые годы их существования в БА было фактически две независимые системы метро.
Пока не открыли линию С. Многие москвичи сравнивают линию С с Кольцевой линией. И сходство, действительно некое есть. В отличии от всех остальных линий (кроме одной новой), идущих из центра в окраины, линия С идёт вдоль центра (точнее даже "чуть около центра", точь в точь как Кольцевая), от ж.д. вокзала Ретиро до ж.д. вокзала Конститусьон. Т.е. основные ж.д. вокзалы также лежат на этой линии.
Станция Avenida de Mayo (Майский проспект)
Станция Лавалье (или, как говорят аргентинцы "Лаваще")
,
Поезда на линии - б.у. из Японии. Тоже выглядят достаточно древне, но до поездов с линии А им, конечно, ещё далеко.
Диваны тоже продольные. Поскольку линия с самым большим пассажиропотоком и сменяемостью.
Кстати, ещё одно важное сходство с Кольцевой линией, плавно вытекающее из всех остальных - обилие бомжей. Линия С - самая грязная и забичёванная из всего буэносайресского метрополитена.
Конечные станции Ретиро и Конститусьон с тупиками, расположенными прямо на станциях.
Линия D. Начинается с самого центра с Пласа Де Майо (станция Cathedral), идёт на север города в элитные богатые районы Палермо и Белграно. Современные поезда (самые новые в метро)
Есть и вагоны FIAT, те же самые, что и ходят на линии А.
Станции такие же никакие, как на линии B, только последние три станции более широкие и просторные. Потому что построены совсем недавно.
Линия Е. Какая-то совсем неухоженная и обшарпанная. Начинается от самого центра, вместе с линией D и линией А (точнее, на линии А - это вторая станция "Перу") и идёт на юго-восток города.
Станция Хухуй
Поезд на конечной станции Боливар. Кстати, очередная, невстречающаяся на предыдущих линиях модель
Переходы в БА-шном метро ужасно неудобны и отвратительны. Лестницы по своей ширине напоминают лестницы на чёрном ходе. Как тут не вспомнить наше метро, где всё широкое, просторное, сделано для людей.
Коридоры не лучше. Ощущения, что спускаешься в общественный туалет, когда по ним идёшь. Кроме того они обычно заполнены всякой торгашнёй и попрошайками.
Входы в метро тоже невзрачны. Напоминает чем-то входы в парижское метро
-----
Совершенно ни на что не похожа линия H. Это реально другое измерение, другой метрополитен. Даже странно, что сюда пускают по тому же билету, что и на остальные линии. Линия открылась в 2007 году, является вторым круговым контуром. По причине новизны, линия очень чистая, её не успели засрать бомжи и оккупировать торговцы. А также - совершенно другой тип проектирования станций.
Пока на ней немного станций, она соединяет линии E, A, B в нескольких перегонах от центра. Планируется её продление в район Реколета, а затем до Ретиро,
Попадание в другой мир начинается ещё с перехода. Который чист и просторен в отличии от большинства остальных переходов.
Турникеты на входе новы и удобны.
Эскалаторы и лестницы также новы и чисты
Аккуратно сделанные туннели. Прямо не Буэнос-Айрес а какое-то Сантьяго
Поезда на линии H. Та же модель, что эксплуатируется на линии Е.
Кстати, особенность большинства станций в Буэнос-Айресе состоит в том, что лестницы с улицы ведут прямо на платформы. И если вы прошли через турникет, то уже не сможете никак на противоположную сторону попасть. Тоже самое касается случая, если вы проехали свою станцию. А вход на другую платформу находится на другой стороне улицы. Такая особенность имеется не у всех станций, но у очень многих. На линиях A, B, D, E - почти на всех, а на линиях C и H такого нет. Несколько станций на линиях B и D имеют островные платформы.
Движение в метро Буэнос-Айреса левостороннее. Это тоже надо учитывать при выборе входа на станцию.
Вообще, линии, как правило проходят вдоль соответствующих проспектов.
Линия А: вдоль Avenida de Mayo, а затем Avenida Rivadavia.
Линия B: вдоль Avenida Corrientes.
Линия C: вдоль главного проспекта 9 июля, а затем петляет по центру.
Линия D: по Diagonal Norte, а затем Avenida Santa Fe.
Линия E: по Diagonal Sur, затем по Avenida San Juan.
Линия H: по проспектам Jujuy, затем Puerredon.
Ещё меня умилила следующая вещь. На входах большинства станций висят электронные табло с обозначениями всех линий. Табло показывает линию красным цветом, если на ней образовался затык, или она вообще нафиг сломалась и не работает, чтобы пассажиры туда не совались. Получается, что аргентинцы сами признают, что затыки и поломки в метро - совершенно штатная ситуация, раз ставят такие табло.
Кросс-пост в ru_railway: http://ru-railway.livejournal.com/1901309.html
Journal information