?

Log in

No account? Create an account
Папярэдні запіс Share Flag Наступны запіс
Редкие обитатели гор
griphon
Многие знают, что я люблю посещать всякие интересные транспортные достопримечательности. Одним из моих любимых видов транспорта ещё с детства остаётся троллейбус. На данный момент я посетил почти 100 троллейбусных систем (не то, чтобы целенаправленно, просто так складывалось). А рассказать хочу про самую уникальную и наиболее впечатлившую меня из всех них. Находится она в Киргизии, в городе Нарын, где мне довелось побывать в 2007 году.
Джерело: Средняя Азия



Нарын, это маленький городок в горах Тянь-Шань с населением 40 тыс. человек. Таких городов по всему бывшему СССР сотни, а то и тысячи. Но у этого города есть крайне интересная особенность. После распада СССР Нарын стал областным центром. Видимо, благодаря этому, в 1994 году здесь было открыто троллейбусное движение! Событие было действительно невероятным: в такое трудное время, когда в основном всё разваливалось и закрывалось во всех странах СНГ, киргизские власти нашли в себе силы открыть троллейбусную систему, причём в таком крошечном городке, находящемся в труднодоступном месте.


В Нарыне нет железных дорог, от цивилизации он отделён высоким перевалом около 3000 м. Тем не менее, сюда было завезено 6 троллейбусов из Бишкека, которые стали ходить по единственной улице города.


Соответственно, маршрут один (сложно было бы в городе с одной улицей придумать большее количество маршрутов.. хотя, те, кто мне первый раз рассказал про троллейбусы в Нарыне, сказал, что маршрута 2. Видимо он имел ввиду, что один маршрут туда, другой обратно :) ). Линия идёт от района за автовокзалом к западу до троллейбусного депо, которое находится почти на конце города. Длина маршрута около 4-5 км.

В депо находится и разворотный круг


На момент моего посещения были планы продлить линию к трассе на Бишкек (к мосту), о чём свидетельствовали заброшенные консоли, протянутые метров на 50 от действующей линии по дороге. Судя по отзывам побывавших там после меня, это продление всё же состоялось.


На момент моего посещения на ходу были только 2 троллейбуса. Изначально их было 6. К сожалению, троллейбусы присылались не новые, а б/у-шные из Бишкека после капремонта. От этого половина их вышла из строя, состояние остальных довольно ужасное. После моего посещения Бишкек ещё некоторое количество троллейбусов передал Нарыну. Интересно, сколько их там ездит сейчас.




Единственная улица Нарына. Что ни говори, а наличие троллейбусных проводов придаёт городу атмосферу наличия какой-никакой цивилизации.






Пассажиры:









Девушки, кстати, не говорили по-русски, стали общаться со мной по-английски.

Труженники троллейбуссного хозяйства Нарына! Водитель и электрик


Остановка у автовокзала


Базар


Главная мечеть города


Киоск на базаре


Нарынчане



Памятник


Есть музыкальная школа


Скажу лишь, что попасть в Нарын довелось мне совершенно случайно. То, что там есть такие чудеса, я не знал и ехать туда я не планировал изначально. Но когда ехал на Иссык-Куль, меня подвозил водитель, родом оттуда. Я стал спрашивать, что вообще Нарын собой представляет, что можно посмотреть. А он мне: "Ну такой небольшой городок, троллейбус ходит". Я конечно же охренел немного и сперва расстроился, что не собираюсь туда ехать. Ну в конце концов, вольное путешествие тем и хорошо, что можно всегда изменить планы и поехать туда, куда захотелось, что я и сделал.

Ну и кого более детальные подробности интересуют, могут ознакомиться с этим сайтом: http://bishkek-trolleybus.narod.ru/index.html

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…

  • 1
феерично! А в самом Бишкеке троллейбус еще остался?

Конечно. Там много маршрутов. Даже новые БКМ-321 недавно закупили.

ну ты даёшь!
чо уж там, совсем разруха что ли? ходит-ходит троллейбус, не сомневайся :)))

Нарын был областным центром и до распада СССР. Не было только в перестройку, когда Горбачев вздумал бороться с коррупцией в Средней Азии. В том числе и путём украпнения областей во всех республиках. Как только они обели независимость, местные баи вернули все области обратно, в т.ч., и Нарынскую.

Что, и Баткен был?
В любом случае, до распада СССР троллейбуса в Нарыне не было :)

Не было. Баткен - это уже изобретение 2000-х. И Чуйская область формально так не называлась, а была "районами республиканского подчинения".

Шапки у них классные :)
А троллейбус на самом деле в таком захолустье имеет большие преимущества - соляру налево не сольёшь и к проводам просто так не запитаешься.

Ага, это национальный киргизский колпак.
Такое преимущество у них везде есть :)

о! мне Дюша такую шапку привез! Я и не думала, что ее носят в будни, а не по праздникам :))

То ли 3, то ли 5 сом было. Сейчас, наверное, дороже.

эх... один из немногих непосещенных облцентров еще там... нужно будет добраться. выглядит очень красиво. классный город должен быть.

Улица в Нарыне всё же не одна: http://wikimapia.org/#lat=41.4252235&lon=76.0130095&z=16&l=1&m=m

Удивительно до сих пор троллейбус ходит.
Тогда как в более благополучном Узбекистане их практически не осталось.

О троллейбусе и прочих вижах транспорта

Пользуясь случаем, выскажу своё мнение о троллейбусе.

Ты ведь много где побывал и прекрасно знаешь, что из "муниципального" (на самом деле - просто организованного, в отличие от многочисленных коммерческих контор, дальше уровня "купи две газели и эксплуатируй их в хвост и в гриву, какие ремзоны, какие расписания, какие диспетчеры, вы о чём!") в большинстве городов остаётся не автобус, а именно троллейбус. Ну и трамвай. Иногда.
Мне кажется, этот факт - один из путей к ответу на твой вопрос: "А чем троллейбус лучше автобуса? По маневренности он такой же, только не всюду его ещё пустишь". Насчёт "не всюду" - автобусы тоже абы где не ходят, их маршруты согласуются, ну а когда маршрут согласован - навесить по нему три-пять километров контактной сети труда не представляет. Так что, трудность в открытии троллейбусного движения в сравнении с автобусным - кажущаяся.
Далее, что касается эксплуатации. Ты помнишь, что в СССР троллейбус стоил 4 копейки, а автобус - 5? С чего бы это? Да с того, что его эксплуатировать дешевле. На мой взгляд, электродвигатель - штука существенно более простая, чем ДВС (особенно сейчас, когда ДВС напичканы тонкой электроникой - чтобы обслуживать такие, надо мастеров по оному делу где-то иметь: вот попробуй, выпиши обученного электронщика в 40-тысячный Нарын!). И обслуживание электротранспорта всё же дешевле (причём в разы), чем автобуса.

Даже если сравнивать с Европой. Их страсть к трамваю объясняется скорее европейскими понтами (нам игрушку, да подороже) и вдобавок стремлениями интегрировать трамвай с пригородной железнодорожной сетью, пользовать её инфраструктуру. Если же рассматривать безрельсовый транспорт - мне показалось, в центре Берлина не так уж много автобусных маршрутов. Побольше, чем в Москве - но существенно уступает количеству маршрутов троллейбусных.
Ну а поскольку восстанавливать хозяйство с нуля гораздо сложнее, чем развивать существующее - то в Европе и развивают худо-бедно оставшийся трамвай и имеющийся автобус. Те, у кого нет ни полноценного трамвая, ни полнцоценного троллейбуса, предпочитают развивать первый - для упомянутой уже интеграции.

Re: О троллейбусе и прочих вижах транспорта

Не забывай ещё, что с троллейбусом надо поддерживать контактную сеть. Посему оправдан он будет только, если часто ходит.
Да, и где ты в Берлине троллейбус видел??

Этой зимой пара тролллейбусов еще ходила.

  • 1