Но не многие знают, что точно также сцепками могут ходить и троллейбусы.
Джерело: |
В принципе тут нет ничего удивительного - двигатель троллейбуса вряд ли принципиально отличается от двигателя трамвая. А по длине и маневренности такие монстры вполне сравнимы с фурами.
На данный момент, троллейбусные поезда можно встретить на линии только в одном месте в мире - городе Краснодаре. Регулярный обзор транспортных ресурсов позволил выяснить, что ранее подобное явление встречалось в таких городах, как Киев, Донецк, Омск, Санкт-Петербург (наверняка они ходили и где-то ещё). Как бы то ни было, троллейбусные поезда не получили такого широкого распространения, как трамвайные, и сейчас их осталось всего 5 штук в вышеупомянутом Краснодаре.
Все 5 сцепок из машин ЗиУ-682В ходят по 9-му маршруту, одному из самых длинных и самых напряжённых в Краснодаре. Работают они в первой половине дня только по будням, уже после 14 часов все уходят в депо. Связано это с тем, что в тёмное время суток сложнее видеть второй троллейбус (хотя с другой стороны, утром тоже часто долго темно бывает). Кстати, водители в парке называют эти троллейбусные системы "паровозами".
Как вы можете видеть, рога подняты только на второй машине. В принципе, ничто не мешает использовать рога первого троллейбуса (у трамваев всегда поднят первый пантограф), но от этого ухудшается манёвренность. Чтобы второй троллейбус на поворотах не задевал тротуар, водители вынуждены выруливать, чуть ли не на встречную полосу. А при поднятых первых штангах, возможностей бы для таких манёвров у них было сильно меньше.
В работе используются двигатели обоих троллейбусов. Посему, характерное гудение и щёлкание можно слышать и там и там. Я то когда то думал, что у трамваев работает только первый вагон, а второй типа как прицеп. Но ничего подобного, пашут оба.
Рассмотрим узел соединения. По верхнему кабелю идёт высокое напряжение (подаётся на двигатель, тормоза), по нижнему кабелю низкое (двери, лампочки, поворотники).
Поскольку троллейбусы с завода пришли обычные, а сцеплялись уже в ТТУ, то в кабину первой машины были поставлены дополнительные кнопки открытия дверей и амперметры.
Кабина же второго троллейбуса вечно пустует. Даже стула там нет.
В некоторых системах, во второй кабине расположены тормозные агрегаты.
Примечательно, что в обоих машинах, водительская кабина увеличена. Передняя дверь ведёт туда, а не в салон, как это бывает обычно на троллейбусах этой модели (подобное бывает только на учебных машинах).
На всех первых машинах поставлены "шашечки" - опознавательный знак автопоезда. Обычно на фурах и на троллейбусах-гармошках они встроены изначально. А здесь пришлось устанавливать вручную.
Вечный пейзаж, наблюдаемый из заднего окна первого троллейбуса. Всегда там верный спутник. Прямо как в старых составах метро серии Е.
Из окна второго вперёд через кабину вид не лучше
В каждом троллейбусе работает свой кондуктор. Я решил поставить эксперимент - прокатит ли билет из одного вагона в другом? Проехав почти весь маршрут во втором вагоне, я под конец вышел, и заскочил в первый. Кондукторша на меня наорала: "Чего ты скачешь туда-сюда? Где сел, там и надо ехать!", но обилетить повторно не пыталась.
На самом деле, мне довольно долго не удавалось поймать эти сцепки. Первый раз я оказался в Краснодаре в выходной день, когда они не ходили (это было во время возвращения из Грузии в 2010 году). Второй раз я приехал в будний день, но уже было больше 14 часов и опять я остался ни с чем. Лишь в третий раз, когда я уже чётко знал их время работы, смог их застать.
Далее произошёл интересный случай. В тот момент, когда фотографировал на конечной одну из этих сцепок, ко мне подошёл молодой парень и спросил: "О! Ты тоже любитель транспорта!". Познакомились, человека звали Николай - он оказался из местных транспортных фанатов. Знаком со многими водителями, в том числе водителями этих систем. С ними он познакомил и меня.
Владимир Николаевич, водитель троллейбуса с большим стажем. Ездит на данной системе все 18 лет, что она существует.
Водитель Аскер (ударение на второй слог!!). Очень приятный открытый человек.
Некоторое время Аскер работал в Москве в 6 парке на 76 маршруте (управлял гармошкой). Но пол-года назад вернулся в родной Краснодар. Во время всего его отсутствия, система стояла, никому другому их больше не доверяют.
Очень благодарен Николаю и Аскеру за интересные сведения, а Николаю ещё за то, что по проливному дождю сопровождал меня по городу до вокзала.
Заинтересовавшимся, рекомендую поторопиться, поскольку неизвестно, сколько времени ещё эти троллейбусные системы проходят. Ещё год-два, а потом троллейбусы уйдут на капитальный ремонт. После которого не факт, что их снова сцепят (технологии сцепления к сожалению давно утеряны, да и человека, занимавшегося ими, уже в парке нет). Повторюсь - все 5 троллейбусных поездов ходят по 9 маршруту с утра до 14 часов только по будним дням. 9 маршрут проходит по улицам Индустриальная, Октябрьская, Красная, Тургенева, Атарбекова. Время движения в одну сторону - 1 час 10 минут. Проще всего его поймать на улице Октябрьской, что проходит в центре. До неё можно добраться от вокзала на многочисленном транспорте.
Ну и ещё из интересного в Краснодаре можно встретить совершенно новый вид транспорта - экобус. Это нечто среднее между автобусом и троллейбусом - ходит без проводов, но едет на электрическом токе, который вырабатывает генератор, питаемый природным газом. Звуки внутри чисто троллейбусные.
Ходят такие агрегаты по маршруту 2е ("е" - значит "Екатеринодарский"). Маршрут вроде как даже экскурсионный. Кстати, один такой экземпляр имеется и в Москве. В подтверждение того, что это промежуточный вид транспорта, можно отметить, что в Москве он обитает в автобусном парке, а в Краснодаре в троллейбусном.
Ну и видео систем в действии:
Давай теперь про троллейбусы с двумя гармошками.
Про троллейбусы с двумя гармошками напишу, как в Швейцарию съезжу. Или где они там ещё ходят.