Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Categories:

Апшеронская УЖД под дождём

Пожалуй, самая красивая узкоколейка на территории России, сообщением "Черниговская - Шпалорез", более известная, как Апшеронская узкоколейка. Наконец-то посещена и нами. О чём и будет рассказ.
Джерело: Краснодарский край



Апшеронская УЖД находится в Апшеронском районе Краснодарского края и связывает отдалённые посёлки, расположенные в труднодоступной горной местности с посёлком Черниговская. Когда-то линия шла до самого Апшеронска, но поскольку параллельно ей существует дорога, то несколько лет назад её, к сожалению, демонтировали. Тем не менее, самый красивый участок сохранён, и вряд ли будет ликвидирован в ближайшие годы, поскольку вменяемой дороги от Черниговской в посёлок Отдалённый нет и не предвидится.

Про логистику. Сначала мы из Москвы полетели в Краснодар "Скайэкспрессом". К глубочайшему нашему разочарованию, за неделю до поездки обанкротился известный отечественный лоукостер "Авианова". Только хотели ими слетать и тут на тебе.. Но делать нечего, выбрали второго (уже не очень дешёвого) лоукостера. Скайэкспресс отдал свои рейсы авиакомпании "Кубань", посему летели мы вот на таком самолёте с подсолнухами (вместо скачущих разноцветных букв).

Тут был и плюс. В отличии от "Ская" кубанцы кормят во время полёта (только бутерброды с чаем).
Из аэропорта Пашковский на троллейбусе №7 (люблю города, где в аэропорт ходит электротранспорт, жаль их так мало), доехали до центра Краснодара, чуток погуляли, после чего погрузились на автобус в Апшеронск. У нас была с собой палатка, но тем не менее мы заселились в довольно уютную гостиницу прямо рядом с автовокзалом (1000 р./сутки, номер), т.к. шёл дождь, да и вообще.

Поезд из Черниговской в Шпалорез ходит 2 раза в сутки. Утром в 7 часов и вечером в 7 часов (в выходные только вечерние рейсы). На вечернем рейсе ничего не увидишь, а вот утренний рейс - самое оно. Добраться из Апшеронска к этому рейсу можно на автобусе в 6 утра (в этом плане расположение гостиницы было на редкость удобным).

Надо сказать, что нам феноменально не повезло с погодой. Приедь мы на 3 дня раньше, и было бы здесь солнце, тепло, хорошо. Наш день был насквозь холодным и дождливым. Из-за этого, наверное, не удалось оценить красоту линии в полной мере - макушки гор были затянуты облаками, а периодический дождь доставлял сильный дискомфорт и мешал наслаждаться красотой природы. Тем не менее, узкоколейка и окружающая природа не смогли не понравится..
Джерело: Краснодарский край


Поезд состоит из локомотива, работающего по совместительству пассажирским вагоном и товарным вагоном. В народе состав называют "Матрицей". Почему - науке неизвестно.



Внутри


Он отходит от станции Черниговская, начинает медленно но верно подыматься в горы. Всего, длина линии 29 километров, их поезд проходит за 2,5-3 часа.


Станция Кушинка находится на ответвлении, туда поезд заезжает и едет обратно


до станции 40 км


Народ входит и выходит на разных станциях. Значительная часть пассажиров - дети, которые едут в школу, располагающуюся в Отдалённом. Чем ближе к Отдалённому, тем громче гвалт и шум в кабине.





Машинист периодически покрикивает на детей, чтобы угомонились. Но дети есть дети


Пассажиры постарше.


Товарный вагон служит в основном для перевозки продуктов в магазины в деревнях. Преимущественно, это хлеб




Часть продуктов едет в кабине машиниста. В этот раз там были макароны.


Касс нигде нет - проезд оплачивается непосредственно машинисту. После посёлков Режет, Средние Тубы, Верхние Тубы, поезд приезжает на станцию Шпалорез, располагающуюся в посёлке Отдалённый. Интересно, конечно, что такое периодически встречающееся несоответствие названия станции и населённого пункта, имеется и здесь (причём посёлок то небольшой). Разворотом служит треугольник (также, как и на Черниговской)


Поезд приходит по расписанию на ст. Шпалорез в 9.30. В нашем случае пришёл в 10. Обратно поезд уходит в 15.30, т.е. через 5,5-6 часов. Можно заняться в это время медитацией в посёлке, или походить по окрестным горам. Если времени мало, можно уехать автостопом в цивилизацию на периодически проезжающих лесовозах. А можно пройтись пешком вдоль железнодорожного полотна в обратную сторону. Так мы и поступили, пройдя в итоге ногами все 29 километров. Таким образом, Апшеронская УЖД - первая узкоколейка, пройденная мною пешком полностью. Поскольку дорога в данном направлении идёт всё время под гору, гулять по ней одно удовольствие (если б не дождь...).
Джерело: Краснодарский край


Впрочем, нельзя сказать, чтобы совсем всё было плохо. К дождю мы были морально и физически готовы, да и сильно капало всего 2 раза - в середине пути (перед приходом в Режет), и в самом конце (но тогда зарядило основательно). В остальное время дождь либо отсутствовал, либо слабенько моросил.


Итак, покидаем Отдалённый. Мост через реку. Совмещённый автомобильно-железнодорожный. В России такое - большая редкость.




За мостом ещё один треугольник


И дорога уходит вдаль...








Прямо под рельсами растут грибочки





Иногда облака чуть-чуть расходятся и можно наблюдать живописные скалы..




Постепенно доходим до посёлка Верхние Тубы


Во всех посёлках висят указатели улиц (точнее одной улицы, Железнодорожной. Мало где их больше)


Откуда то здесь взялась и набережная. Впрочем судя по силе дождя, скоро они тут и в правду появятся


Даже рельсы кое-где подтопило




Идём к Средним Тубам






Вот и Средние Тубы








Здесь же происходит перегрузка леса с узкоколейки на грузовики





Крановщик с рабочим


Дальше идут какие-то сараи


И 8 километров до следующего посёлка


Мосты все преимущественно деревянные




Деревья местами совсем вплотную к линии подходят


Выходим к реке. В этот момент полил сильный дождь








Наконец, посёлок Режет. Дождь был таким сильным, что мы думали остаться здесь и ждать обратный поезд. Но как только мы сюда пришли, он закончился.




В этом месте железная дорога пересекает крупную реку Пшеху по длинному мосту






Другая оконечность Режета




Кладбище тракторов


Осталось уже немного, чуть больше 10 км


Вот и 40-й км




Треугольник с поворотом на Кушинку


И финишная прямая на Черниговскую


Рядом снова река


Место, где скалы с двух сторон реки подходят почти вплотную к друг другу, здесь произошёл прорыв немецкой обороны и начало освобождения Кубани от фашистов.


В честь чего стоит памятный знак.




И плита с именами героев


Ещё дальше (ближе к конечному пункту) располагается красивый водопад




Оставалось пройти совсем немного - несколько километров. Но именно они нам дались сложнее всего. Дождь зарядил с такой силой, что уже ничего не хотелось, кроме как скорее прийти куда-нибудь в сухое место. Плюс ко всему начало темнеть, больше красивых кадров сделать не удалось. Пришли в Черниговскую мы насквозь мокрые, причём одновременно с поездом, практически тютелька в тютельку.

На всём протяжении узкоколейки, вокруг неё полно всякой домашней живности..








А-ля Кустурица




Много где пасутся лошади. Видать, тут это необходимый вид транспорта


Режетские свинки












Вот такая вот красивая железнодорожная линия, могу всем порекомендовать на неё съездить (тем более, что она находится в курортном регионе). Я бы ещё раз на ней побывал уже в хорошую погоду. С другой стороны сейчас осень, наиболее красивая пора, в другие сезоны не будет столько красок. Кстати, на одной из карт видел из Отдалённого тропу через перевал к курорту Лазаревское. Интересно, есть ли там возможность пройти? Думаю, что за 2-3 дня вполне можно одолеть весь путь, т.к. расстояние не очень большое.

Кроме того, в Апшеронском районе также действует узкоколейная мини-линия "Гуамка - Мезмай". Её длина составляет 3 км, по ней ездит поезд для туристов через ущелье. Мы хотели на второй день поехать туда, благо там и без железнодорожной линии немало интересного, но наши планы изменились и мы поехали в Геленждик (но об этом в другой раз). Да и не думаю, что та туристическая мини-линия может быть интереснее этой.

Кросс-пост в ru_railway: http://ru-railway.livejournal.com/1470772.html
Tags: Апшеронская УЖД, Краснодарский Край, Путешествия, Узкоколейки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal