Georg_275 (griphon) wrote,
Georg_275
griphon

Categories:

БАМ – дорога романтиков

Более чем на 4000 километров раскинулась величайщая стройка XX века - Байкало-Амурская магистраль. В отличие от Транссиба, где пейзажи, честно говоря, скромны, БАМ проходит по очень живописным местам: горы, реки, практически нетронутая тайга. В 2007 году, возвращаясь с Дальнего Востока, я проехал его практически полностью от Ванино до Тайшета (за исключением одного локомотивного плеча от Комсомольска до Постышево), в основном на поездах и без пересадок, поэтому увидеть удалось лишь малую часть тех красот, что там есть.
Альбом: Дальний Восток



Кому интересны академические подробности, может прочитать их в Педивикии. Я же отмечу следующие факты.

1. Строительство железной дороги в тех местах, где проходит БАМ, планировалось ещё в XIX веке, однако в силу сложности рельефа от него отказались. И был построен Транссиб.

2. Первые участки БАМа были построены в 30-х годах заключёнными. Это некоторая часть путей от Тынды, Тайшета, Комсомольска.

3. Основные работы начались в 70-х годах. В 1974 году БАМ объявлен был всесоюзной стройкой, и сюда со всей страны потянулись добровольцы, многие из которых осели здесь до сих пор.

4. Поезда начали ходить по БАМу в 1989 году. Последний участок - Северомуйский туннель был открыт лишь в 2003 году. До этого поезда ездили по специальному обходу.

5. Города и посёлки вдоль БАМа заслуживают отдельного описания. Эти населённые пункты очень отличаются от подобных в других местах. Связано это, пожалуй, с тем, что практически всё их население - понаехавшие, причём часто из больших городов. Поэтому даже в маленьких посёлках и городах можно встретить немалый процент культурных интеллигентных людей, а традиционной гопоты здесь намного меньше, чем в старых городах. Есть небольшой процент коренного населения - как правило, это местные народы: эвенки, якуты, эвены, орочи и многие другие.

6. БАМовские города отличаются своей эдакой "свежестью". Тут нет малоэтажного частного сектора, равно как и хрущёвок почти нет. Сразу из тайги вырастают 16-этажные дома. Я как- то писал про посещённый двумя годами позже Братск. Такими же "свежими" городами являются Северобайкальск, Тында, Комсомольск-На-Амуре. Все они были построены фактически за последние 30-40 лет, чем и интересны.

7. Кроме того, большинство городов и посёлков строили отряды из разных конкретных областей и республик. Так украинцы строили Новый Ургал, литовцы - Новый Уоян, латыши - Таксимо, казахи - Новую Чару, ставропольцы - Усть-Кут (станция Лена). Столицу БАМа строила столица страны, а второй по размеру город Северобайкальск - Ленинград. Вот такая дружная стройка была.

8. При этом можно обратить внимание, что практически все названия городов и посёлков даны местными народами: Юктали, Хани, Ургал, Тында, Куанда и т.д. Расшифровки названий в музее БАМа в Тынде
Альбом: Дальний Восток


Поскольку ехал я в обратном направлении с востока на запад, то буду рассказывать про магистраль в обратной последовательности. Итак, начнём со станции Ванино.
Альбом: Дальний Восток

Ванино находится на берегу Тихого океана, здесь есть огромный порт ("Я помню тот Ванинский порт..."), сюда я приплыл на пароме из Сахалина. Железнодорожный вокзал на фотографии совмещён с морским вокзалом, кассы на поезда и на паром в Холмск находятся совсем рядом друг с другом.
Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток


Ванино - не последний пункт магистрали, в 40 км расположен город Советская Гавань, в котором я, правда, не был.
Итак, от Ванино и Советской Гавани можно уехать на нескольких поездах в цивилизацию. Есть поезда во Владивосток, Благовещенск, Хабаровск. Дорога сперва идёт вдоль океана
Альбом: Дальний Восток

Проходит через редкие посёлки (например Усть-Орочи)
Альбом: Дальний Восток


Поезд идёт несколько сотен километров всю ночь, лишь утром приезжает в Комсомольск-На-Амуре.
Альбом: Дальний Восток

Поскольку я на тот момент уже больше месяца путешествовал, для меня вообще вся Сибирь и Дальний Восток были в новинку и я очень хотел домой, то смотреть Комсомольск-На-Амуре особо не стал (о чём сейчас несколько жалею). Стоит только отметить, что там есть трамваи и невероятная концентрация скотовозов :)

А хотел я очень проехаться "автостопом 2-го рода", т.е. на локомотиве. БАМ как нельзя лучше для этого подходил. Тем более что все равно поезд дальше проходил только вечером. Но из самого Комсомольска ехать было несколько опасно (на больших станциях обычно много ВОХРы), то я решил поехать автостопом до первой станции смены бригад - Постышево. Оттуда мне не без приключений и не без тёрок с рабочими станции всё-таки удалось уехать на локомотиве с замечательными ребятами до станции Новый Ургал. Пока я ждал поезда и пытался выяснить, когда он будет,рабочие хмуро поглядывали на меня, грозились сдать в отделение за околачивание на станции. Когда же пришёл грузовой поезд из Комсомольска, и я направился к локомотиву, возник ещё какой-то начальник, который стал на меня орать и угрожать электрошокером, чтобы я убрался немедленно с путей. Мои попытки ему что-либо объяснить не увенчались успехом, я решил отойти. Ну нас так не возьмёшь, я просто взял, обошёл станцию и подошёл к локомотиву с другой стороны. Машинист с помощником оказались куда приветливее рабочих и с интересом запустили меня к себе.
Альбом: Дальний Восток


Мечта идиота сбылась! Несмотря на то, что ехали мы в полной темноте, и ничего не было видно, меня эта поездка очень сильно впечатлила и позволила узнать много нового про железную дорогу. Обычно в таких случаях попутчиков сажают в заднюю кабину, я же ехал в передней и общался с машинистом и помощником (на всякий случай не буду называть их имён и публиковать фото).

Только здесь понимаешь, насколько мало мы знаем о работе железной дороги, которой так часто пользуемся. Например, про то, как машинист находится в постоянном общении по рации с диспетчерами станций, согласовывая с ним каждый шаг. Есть и разные интересные термины, типа "скрещение", которое всего навсего означает встречу двух поездов, пришедших с разных направлений на одной станции. Понятно, как этот термин важен на однопутной железной дороге.
Или, что тоже оставило впечатление: все железнодорожники общаются между собой только по московскому времени, причём даже в неформальных диалогах между собой. Уже давно стемнело, дело близится к полуночи, а машинист говорит помощнику: "Сейчас в 15.27 должен встречный будет пройти".
Альбом: Дальний Восток


К утру мы доехали до Нового Ургала, откуда машинисты были родом и где располагается огромное депо с сортировочной станции. Сюда же примыкает ветка с Транссиба со станции Известковая в Чегдомын. В депо довелось наконец-то помыться (возможности сей не было до этого несколько дней), поесть в дешёвой столовой. Ребята хотели меня пересадить к следующей бригаде до Февральска, но те должны были прийти только через несколько часов. А тусоваться в депо одному с большим рюкзаком мне совсем не хотелось, тем более, что окружающие начали косо поглядывать на меня. Посему я покинул депо и направился в сторону пассажирской станции.
Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток


Через пару часов пришёл поезд "Комсомольск-Тында" и я решил уехать на нём до столицы БАМа. В принципе одного проезда на локомотиве мне хватило, чтобы заняться перевариванием впечатлений, посему я решил дальше не пытаться ехать "научно", а лучше выспаться и отдохнуть в прямом поезде.
Альбом: Дальний Восток

А поезд шёл по дальневосточным просторам, по безлюдной прекрасной тайге. Оставались за окном мелкие станции, выходили-заходили разные люди. На границе Хабаровского края и Амурской области стояла даже стела.
Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток


Почти сутки шёл поезд до столицы БАМа - города Тында. Там мы были на следующее утро. Тынду строили москвичи, и это чувствуется в архитектуре. Многоэтажки здесь точно такие же, как в каком-нибудь Орехово-Борисово или Тёплом Стане:
Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток

Отдельного внимания заслуживает вокзал. Его интерьеры напоминают Московское метро
Альбом: Дальний Восток

Про родной город напоминают также и названия улиц. Главная улица называется
Альбом: Дальний Восток

Или кафе
Альбом: Дальний Восток


Есть в Тынде обязательный к посещению музей БАМа. Там много можно узнать про строительство, про жизнь рабочих. В качестве одного из экспонатов музея имеется бочка, где жили строители
Альбом: Дальний Восток

Уютненько, правда?
Альбом: Дальний Восток

Подобные бочки стояли в ряд, и место, где они стояли называлось "улица Диогена" :)

Но как бы то ни было, а надо ехать дальше. И тут всплыла диллема. С одной стороны, хотелось скорее домой, с другой -увидеть что-то тоже бы хотелось. Прямой поезд "Тында-Москва" должен был уходить только на следующий день. Естественно, ждать его не хотелось. Равно как и ехать на кисловодском поезде, который шёл вообще через Транссиб. Можно было бы попытаться уехать локомотивами на запад, и постепенно бы поезд догнал бы меня, и я б на него сел. Так бы я и ещё мест новых увидел и денег бы сэкономил. Однако постоянный мониторинг "Экспресса" показал, что билетов осталось всего 4 штуки, был риск вообще не попасть на этот поезд. А хотелось уже очень поскорее домой. Поколебавшись долгое время, я купил-таки билет на одну из оставшихся боковушек до Канска. Таким образом, всю оставшуюся часть БАМа я проехал на прямом поезде.
Альбом: Дальний Восток

Пейзажи вдоль западной части БАМа куда круче пейзажей вдоль восточной. Плюс ко всему, хоть были ещё первые числа сентября, осень в этих краях уже вовсю разошлась, половина деревьев успела пожелтеть
Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток

Станция Юктали
Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток

Население поезда
Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток


Рано утром мы проехали мост через Витим и станцию Таксимо, откуда начинается электрификация. Поезд приближался к самому длинному в России Северомуйскому тоннелю.
Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток


Сам тоннель имеет длину более 15 км. Поменьше, конечно, чем в Японии, где есть тоннель длиной 59 км, но тоже внушает. Открыт тоннель был в 2003 году, до этого поезда шли по долгому 54-километровому обходу. Обход этот остался и сейчас, некоторые поезда проходят по нему до сих пор.
Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток


Через некоторое время после тоннеля в окне появляется озеро Байкал. И город Нижнеангарск
Альбом: Дальний Восток

Стелы бравым строителям (написано "Сбойка Мысовой")
Альбом: Дальний Восток

Почти Кругобайкалька..
Альбом: Дальний Восток

Ещё через некоторое время мы приезжаем в Северобайкальск.
Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток


Поезд здесь стоит ровно час. Почти все пассажиры побежали жрать на вокзал. Я же решил приобщиться к прекрасному и пошёл купаться в Байкале, благо до него было 2-3 минуты ходьбы
Альбом: Дальний Восток


Практически Чёрное море :)
Альбом: Дальний Восток

Вода, несмотря на то, что был уже сентябрь, и то, что здесь самая северная точка озера, оказалась на удивление тёплой. Теплее, чем была месяц назад, когда я купался в южной части Байкала. Рядом на пляже тусовались туристы, угостившие меня шашлычком.
Альбом: Дальний Восток

Искупались - поехали дальше. Ещё сотни километров девственной тайги
Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток

Альбом: Дальний Восток

Уже в вечерних сумерках приезжаем в Лену, а точнее город Усть-Кут.
Альбом: Дальний Восток

В котором можно встретить упоминание о более тёплых краях нежели эти
Альбом: Дальний Восток

В Усть-Куте формально заканчивается (точнее, начинается) БАМ. Сюда уже можно доехать по круглогодичной асфальтовой дороге (почти все остальные населённые пункты БАМа не имеют такого блага). Участок, идущий дальше к Тайшету был построен намного раньше БАМа (открыт в 1951 году). Сейчас же от Усть-Кута на запад начинается даже двухпутная линия.
Ночью проехали Братск и Братскую ГЭС, которые были посещены двумя годами позже. А наутро поезд приехал на станцию Тайшет.
Альбом: Дальний Восток

Забавно, правда, что несмотря на то, что уже вовсю светло, часы показывают пол-пятого? При этом они совершенно точные.

Город Тайшет, это такой ключевой железнодорожный узел России, да в общем то даже всей Евразии. Дело в том, что здесь с обоих направлений сходятся и расходятся железнодорожные магистрали. Транссиб и ЮжСиб с запада и Транссиб и БАМ с востока. Таким образом, если ехать Россию с запада на восток, то Тайшет не получится объехать ни при каком раскладе. Это единственное такое место на карте, хотя строго формально после распада СССР ещё появился участок от Омска до Татарской (его дублёр теперь в Кахастане).
Ну а если захотеть проехать всю Евразию от Лисаббона до Находки по железной дороге, то в принципе есть одна возможность миновать Тайшет, проехав через Алма-Ату и Урумчи, и дальше по Китаю на восток.
Альбом: Дальний Восток

БАМ окончательно закончился, дальше поезд поехал по не менее великому Транссибу, но уже через 200 км в Канске я его покинул.



Пост также доступен по адресу: http://www.globuss.info/archives/894
Tags: БАМ, Железные дороги, Путешествия
Subscribe

  • Словения. Озеро Блед и Есенице

    Протусовавшись в двух крупных городах Словении несколько дней, я вдруг понял, что подустал от этих одинаковых средневековых городов, что надо бы…

  • Митинг против разрешения однополых браков в Любляне

    Гуляя по Любляне, я попал на довольно интересное мероприятие. Хожу себе, вдруг смотрю на одной из площадей в центре, как оказалось, напротив…

  • Любляна

    Несмотря на то, что Любляна - одна из самых маленьких евростолиц, посмотреть тут очень даже есть чего. Старый город на удивление мил и приятен. Даже…

promo griphon february 5, 2016 18:12 35
Buy for 20 tokens
Итак, друзья! Радостное событие свершилось: наш путеводитель по Южной Америке, выпущенный в серии "Путешествуем сами", наконец-таки готов! 8 февраля будет презентация путеводителя в Питере (Библиотека им. Крупской, Октябрьская наб., д.64, корп.1. 19.00). 1 марта - в Москве (Экоцентр "Воробьевы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Словения. Озеро Блед и Есенице

    Протусовавшись в двух крупных городах Словении несколько дней, я вдруг понял, что подустал от этих одинаковых средневековых городов, что надо бы…

  • Митинг против разрешения однополых браков в Любляне

    Гуляя по Любляне, я попал на довольно интересное мероприятие. Хожу себе, вдруг смотрю на одной из площадей в центре, как оказалось, напротив…

  • Любляна

    Несмотря на то, что Любляна - одна из самых маленьких евростолиц, посмотреть тут очень даже есть чего. Старый город на удивление мил и приятен. Даже…