Альбом: Угорщина |
Будапешт, это рай для транспортных фанатов. Потому что такого обилия различных видов транспорта, наверное, не найдётся ни в каком другом городе мира. Кроме того, он будет раем для фаната из России, поскольку увидит здесь много близкого и родного сердцу. Судите сами.
1. Метрополитен. Метрополитен в Будапеште обладает двумя исключительными особенностями. Во-первых он построен по советским технологиям, а во-вторых, это второй по возрасту после лондонского метрополитен в мире (и первый на континенте). "Как же так?" спросите вы. Не может такого быть, ведь "советские технологии" могли появится не раньше 1935 года.
На самом деле никаких противоречий нет. Всего в Будапеште 3 линии метро: жёлтая (м1), красная (м2), синяя (м3). Красная и синия линии - современные, были открыты в 1970-х годах. На них используются составы мытищинского производства. В той же самой окраске, что и у нас.
Альбом: Угорщина |
Которые порой весьма обшарпаны
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Венгры едут в "еже" :)
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
В некоторых составах заменены сидения на бархатные с приятной расцветкой
Альбом: Угорщина |
а некоторые ежи кардинально модернизированы
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Линия 3 проходит целиком по территории Пешта, линия 2 - идёт с востока Пешта в Буду. На "Будайской стороне всего 3 станции. На обеих линиях встречаются, как "ежи", так и "номерные", однако на 3-й линии "ежей" существенно меньше.
А станции по-европейски довольно скучны. Большинство из них построены по единому проекту и имеют мало различий
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Первая же линия метро была построена с 1894 по 1896 годы вдоль бульвара Андраши (также целиком проходит по Пешту). В последствии она была продлена на одну станцию. Станции на линии совсем короткие, платформы низкие. Используются старинные жёлтые составы.
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Перегоны между станциями совсем короткие, расстояния между станциями сравнимы с расстояниями между остановками наземного транспорта. Выход на платформы осуществляется прямо с улицы. В дневное время на станции проникает солнечный свет.
Альбом: Угорщина |
Все три линии пересекаются на станции Deak Ferenc Ter. Активными темпами идёт строительство четвёртой линии, которая также, как и вторая, соединит Буду (южные кварталы) с Пештом.
2. Автобус. Как известно, родина "Икарусов" именно Венгрия. В город Секешфехервар мы даже собирались заехать. Но увы, за неимением времени так и не сделали этого. И хоть завода, увы, с нами нет, самих икарусов в столице Венгрии полным полно.
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Даже экскурсионный автобус тут выбран национального происхождения. Забавная выходит штука. У нас в таких возят гастарбайтеров и челноков, а в Будапеште - туристов :)
Альбом: Угорщина |
Разумеется, представлена не только 200-я серия, но и 400-ая (415, 435). В центр Буды ходят вот такие коротышки по 16 маршруту
Альбом: Угорщина |
Однако уже новые автобусы (преимущественно "Солярисы") потихоньку вытесняют старичков-ветеранов.
Автобусных маршрутов, разумеется, дофига. Как правило, одни ходят от пересадочных точек, типа Moszkva tér, или Örs vezér tere в удалённые районы. Но есть и транзитные маршруты, соединяющие разные концы города и проходящие через центр.
3. Троллейбус. Почему-то в Европе троллейбус не очень активно развит. Традиционно, это советских транспорт, именно в городах бывшего СССР троллейбусы, как правило, охватывают весь город. В Европе или их нет вообще, или есть, но как то не очень много. Также и в Будапеште. Троллейбусная сеть довольно скромная, состоит из 16 маршрутов, охватывающих лишь центральную часть Пешта и некоторые его отдалённые районы. Почти все маршруты очень короткие - время в пути от конечной до конечной занимает не более 20 минут. Например, маршруты 73 и 78 практически не покидают пределов центра.
Подвижной состав определённо порадует человека из России. Потому что значительную часть парка составляют троллейбусы из Энгельса ЗиУ
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Постепенно они заменяются на "Солярисы".
Альбом: Угорщина |
Вот этот ходит вообще по уникальному маршруту. На его развороте есть участок без проводов, где приходится снимать рога. Затем с помощью специальных карманов, они обратно ставятся на сеть. Водителю даже не надо выходить из кабины.
Альбом: Угорщина |
На маршрутах с большим пассажиропотоком используются икарусы-ганцы (280Т). Если помните, когда-то и по Москве такие ходили (строго говоря, в Москве был такой один ( он сейчас, кстати, в очень интересном месте. Но это уже другая история.:)), А остальные были просто из автобусов переделаны).
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Есть также и обычного размера троллейбусы Ikarus-415T. Ходят на тех же маршрутах, что и ЗиУ.
4. Трамвай. Зато трамвай в Будапеште развит очень широко. Рельсы проложены практически во все районы города. Всего в городе 25 маршрутов. Все вагоны в городе двусторонние, имеют кабины в обе стороны. Поэтому вместо колец в сети используются оборотные тупики. Надо сказать, что это невероятно удобно - экономится очень много места. Если обычно сложно организовать, чтобы у трамвая была конечная прямо посреди улицы, то здесь это в порядке вещей. Поэтому топология сети очень необычная - вполне может быть, что вдоль одной улицы идёт некий маршрут, а сбоку на примыкающей к ней улице отходит какой-то другой маршрут, связанный с тем лишь технологической линией. Думаю, что если бы в Москве были такие трамваи, закрытия многих бы линий удалось избежать (например, на Лесной, Ленинградке, или Трифоновской, которая уже почти 15 лет не могут восстановить).
Используются вагоны четырёх типов:
1) Старые "Ганцы" 60-х годов выпуска. Несмотря на возраст, продолжают ходить в больших количествах. Самые красивые и эстетически приятные вагоны.
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
2) Двусторонние Татры. Их намного меньше. На некоторых маршутах ходят системы из трёх вагонов
Альбом: Угорщина |
3) Длинные трамваи-кишки Combino. Используются на маршрутах 4 и 6. Данные маршруты выходят с Moszkva Tér в Буде, пересекают Дунай по мосту Margit, идут полукругом по центру Пешта (через вокзал Ньюгати, площади Октогон и Блаха Луиза), далее опять пересекают Дунай и в уже Буде расходятся (различие между маршрутами не более 2-3 остановок). На маршрутах гигантский пассажиропоток, из-за чего специально для них были закуплены 53-метровые трамваи Combino, являющиеся самыми длиннными в мире.
Альбом: Угорщина |
Несмотря на то, что интервалы у каждого из маршрутов не превышает 3 минут, и трамваи постоянно мелькают вдоль центральной линии, почти в любое время суток в них с трудом можно войти - настолько велик пассажиропоток
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
4) Какая то редкая модификация. Таких трамваев совсем мало.
Альбом: Угорщина |
Центральным экскурсионным маршрутом считается "двойка". Идёт по набережной Дуная на Пештской стороне. По ней иногда курсирует вот такой новогодний составчик
Альбом: Угорщина |
5. Поскольку метрополитен охватывает далеко не все районы города, ему в помощь были пушены специальные "городские электрички". Сложно найти аналог этому виду транспорта в СНГ, самое близкое - лёгкое метро. Всего в Будапеште имеется 4 линии подобных электричек.
Альбом: Угорщина |
Одна из линий начинается с подземных станций - Площадь Батьяни, и мост Маргит. Не стоит путать эти поезда с обычными электричками. Те отходят от вокзалов (Келети, Ньюгати и Дели), идут по железнодорожным путям общего пользования и на них в черте города действуют городские проездные документы. Эти линии "зелёных электричек" были построены специально.
Альбом: Угорщина |
На некоторых линиях используются трёхвагонные и четырёхвагонные поезда.
6. Зубчатая железная дорога. Есть и в Будапеште вообще уникальный вид транспорта, который мало где встречается. Напомню, что будайская часть холмистая, местами холмы очень крутые. На одном из холмов была проведена линия зубчатой железной дороги. Кто не знает что это такое - к обычной железнодорожной колее добавляется специальный рейс с зубчиками, позволяющий удерживать состав на крутых уклонах.
Альбом: Угорщина |
В Будапеште состав, ходящий по зубчатой железной дороге выглядит так:
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
В транспортной сети он считается 60-м маршрутом трамвая. Что даёт возможность ездить на нём по обычным транспортным билетам. По сути же, это отдельный вид транспорта со своим депо и подвижным составом. Протяжённость линии составляет 3-4 км, на ней используется 2 состава, которые разъезжаются на одной из центральных станций.
Альбом: Угорщина |
Верхняя конечная станция
Альбом: Угорщина |
7. Детская железная дорога. Для будущих железнодорожников Венгрии была организована специальная детская железная дорога на окраине города. Линия длиной несколько километров проходит в очень живописных местах. Она спускается с холмов по лесу, делая многочисленные виражи.
Детскую железную дорогу удобно посещать совместно с зубчатой. Между их конечными станциями на холме не более 500 м. Таким образом, можно приехать на зубчатой ж.д. и уехать обратно вниз на детской и наоборот. До начала ДЖД можно добраться от Moskzva tér на 61 трамвае, доехав до его конечной. До начала ЗЖД можно добраться на нём же (а также на 59), только проехать надо будет всего две остановки.
Детская железная дорога работает круглый год, однако зимой не все дни недели. Отправление поездов с конечных станций раз в час. Время в пути 40 минут.
Альбом: Угорщина |
Я был на подобных дорогах в Кратово и Чите. И здесь все должности (биллетёры, кассиры, стрелочники, дежурные, помощники машинистов) выполняют дети.
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Семафоры
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Поезд всего из одного вагона..
Альбом: Угорщина |
"Виновник бесцельного пользования будет оштрафован!"
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Впрочем, про ДЖД стоило бы отдельный пост настрочить...
8. Фуникулёр. Перевозит с моста Сечени на Будайский холм. Трасса очень короткая, однако стоит дорого и на нём не действуют транспортые билеты. Мы им пользоваться поэтому не стали..
Названия вагонов по направлениям - слева от фуникулёра гора Геллерт, справа остров Маргит.
Альбом: Угорщина |
Кроме того, в Будапеште имеется канатная дорога и кораблики по Дунаю. Которые тоже будут приятны нам, т.к. в среди них много прогулочных теплоходов "Москва". Таким образом, если учесть 2 типа метро (старое и новое), 2 типа электричек, 3 вида городского транспорта, 2 особенных железных дороги, фуникулёр, канатку и корабли, то получим 13 видов городского транспорта! Может ли ещё какой город таким разнообразием похвастаться. В принципе Москва близка к этому, но все равно не превосходит.
На некоторых конечных есть табло отправлений
Альбом: Угорщина |
Одноразовый билет стоит 320 форинтов (50 рублей). Также доступны билет на сутки (1500 форинтов), билет на трое суток, билет на несколько станций метро. Можно купить "карту гостя" на 2 или 3 дня, по которой можно со скидками посещать музеи, купальни, а также бесплатный проезд на всех видах транспорта. Правда во "все" виды входят только метро, ТАТ, пригородные электрички, обычные электрички, зубчатый трамвай.
Билеты продаются на станциях метро, в киосках и у водителя. По идее должны быть контролёры, но мы их в наземном транспорте ни разу не видели за несколько дней. В метро турникетов нет, однако часто стоят проверяющие прямо у входа на эскалаторы (на 1-й линии у входа на платформы) и смотрят билеты, обычно совершенно невнимательно. По идее они бывают и в поездах, но опять же, мы ни разу не видели. Хотя интересно было бы посмотреть на контролёра в мытищинском вагоне.
Как можно заметить, автобусы все синие (редко серые), троллейбусы красные, трамваи жёлто-оранжевые. Исключений из этого правила наблюдать не приходилось, также, как и рекламы на бортах.
Музей. Есть в Будапеште музей транспорта. представлены практически все его виды, начиная с велосипедов и самокатов, заканчивая железной дорогой, городским транспортом, пароходами, самолётами, космическим кораблём.
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Модельки эксплуатирующихся в городе трамваев
Альбом: Угорщина |
троллейбусов
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
Альбом: Угорщина |
и метро
Альбом: Угорщина |
Маршрутные таблички (кстати, трамвай этот из Дебрецена)
Альбом: Угорщина |
Особое внимание уделено макетам железных дорог. Их там несколько штук, их включают по очереди. Всегда преклонялся перед создателями подобного. По мне такие макеты - настоящее произведение искусства. Сам бы с удовольствием занялся их изготовлением
Альбом: Угорщина |
Находится музей в том же парке, что и купальни "Сечени" (ст. м. "Сечени Фьюрдо"). Добраться до музея можно на троллейбусах 70,72,74.
И последний сделанный в Будапеште кадр, оказавшийся транспортным - вокзал Ньюгати.
Альбом: Угорщина |
В Будапеште 3 вокзала - Келети, Ньюгати, Дели (восточный, северный, западный). Келети находится на границе центра Пешта (с него мы уезжали), Ньюгати находится в самом центре (на линии 4,6 трамваев). Дели находится в Буде, это конечная красной линии.
Journal information